Что же делать? Я бы долго еще искала ответ на этот вопрос, и, возможно, безрезультатно, если б не случай. Как-то на досуге, читая газету, я обратила внимание на весьма любопытное объявление: одна столичная фирма предлагала приобрести некую систему самоспасения при пожарах и иных аварийных ситуациях. Интересно, что всем потенциальным покупателям прежде, чем они раскошелятся, предоставлялась возможность опробовать устройство на себе, так сказать, посмотреть его в действии.
Позвонила по указанному телефону. Мне подтвердили, что и правда можно самой испытать систему. "Приезжайте хоть сегодня", - подытожил мой собеседник. Что ж, таким предложением грех было не воспользоваться.
Прежде чем доверить свою жизнь загадочной конструкции, именуемой самоспасателем, я решила побольше узнать о ней. Итак, устройство канатно-спусковое автоматическое "Барс" предназначено для экстренной эвакуации людей из любых высотных сооружений. Оно применяется в тех случаях, когда нет других возможностей покинуть здание. Максимальная длина каната - 150 метров, а это около пятидесяти этажей. Даром что в России подобных исполинов пока не настроили. По документации, масса спускаемого "Барсом" человека не должна превышать ста двадцати килограммов. Так, значит, меня эта машинка выдержит. Разработчики чудо-устройства авторитетно заявили мне, что не раз проверяли изобретение на себе. Оно надежно и абсолютно безопасно. Пришлось поверить им на слово.
С Ильей и Максимом, представителями фирмы-изготовителя, мы прибыли на квартиру одного из их коллег. У того "Барс" имелся в личном пользовании. "Можно провести испытание и на вышке в тридцать девятой пожарной части, - уточнил Илья, - там тоже установлен наш самоспасатель. Но в квартире нагляднее. Ситуация более приближена к реальной, правда, без пожара".
Уже с улицы я определила, из какого окна мне придется "выходить". Слева от него в стенку был вмонтирован крюк, предназначенный для крепления устройства. Я посчитала этажи и мысленно ужаснулась. Восьмой! По телу пробежали мурашки. Крючок показался мне не достаточно надежным, хиленький какой-то. А вдруг оборвется? "Нет, - заверили меня, - он триста килограммов выдержит и не дрогнет". Сам агрегат хранился в доме. Постоянно висеть за окном он не должен, а то ведь заржавеет и выйдет из строя в самый неподходящий момент.
"Барс" был упрятан в компактную тряпичную сумку размером со школьный рюкзак. Его достали и разложили на полу. Система состояла из небольшой железной коробочки - тормозного блока. Я все не могла представить, как этот механизм выдерживает свыше ста килограммов. Сквозь блок был пропущен стальной трос, намотанный на катушку. К его концам крепились спасательные косынки, напоминающие трусы с подтяжками.
Перед испытанием я прошла своего рода инструктаж. Бывший со мной спасатель международного класса, он же технический директор фирмы Максим Онипченко буквально на пальцах объяснил и показал, что нужно делать.
- Ты только не суетись, - наставлял он меня. - Повесь на крючок тормозной блок, сбрось вниз катушку, надень косынку, перелезь через подоконник, и все. Механизм сам тебя спустит. Только вот не надо "рыбкой" из окна нырять, а то долбанешься об стенку. Спуск должен проходить вертикально. Можешь чуть-чуть отталкиваться от стены руками или ногами.
Признаться честно, я сначала не очень-то верила, что "Барс" сработает. Мне казалось, он где-нибудь заклинит или наоборот спустит на тормозах. Кроме того, я боялась сделать что-нибудь не так. И тут меня огорошила внезапная мысль. А что, если устройством будет пользоваться пьяный или просто неадекватный человек (ведь в экстренных ситуациях люди ведут себя по-разному)? Сможет ли он совладать с "Барсом"?
- Ничего сложного в этом нет, - объяснил Онипченко. - Самоспасателем могут пользоваться даже дети, начиная лет с десяти. Главное, правильно надеть косынку, чтоб ненароком не вывалиться. Но, думаю, с этим не должно возникнуть проблем. Надеюсь, нижнее белье-то все умеют надевать?
Что ж, раз справиться с устройством под силу даже ребенку, то и я смогу. Я отважно схватила тормозной механизм и, наполовину высунувшись из окна, попыталась повесить его на крюк. Не тут-то было! Эта часть операции оказалась для меня самой трудоемкой. Коробочка весит четыре килограмма. Прилаживать на крючок ее приходится одной рукой, что человеку неподготовленному с первого раза сделать не так-то просто. Но в этом всегда можно попрактиковаться перед тем, как в использовании "Барса" возникнет реальная необходимость.
Следующий этап - выброс катушки с тросом. Это вообще сущий пустяк. Правда, я, выкидывая трос, все ж таки умудрилась напортачить. Задела установленную на втором этаже спутниковую антенну. Благо что тарелка не пострадала. Что там дальше? Ага, спасательная косынка. Просовываю ноги в дырки, руки - в лямки. Теперь все готово для спуска. В общей сложности подготовка заняла у меня пару минут. Еще пять я собиралась с духом, чтобы перелезть через подоконник. Мне ведь не каждый день приходится "выходить" из окна. Сложно ступить в пустоту, даже если знаешь, что застрахован. Оказавшись на улице, я зажмурила глаза. Меня так и подмывало крикнуть: "Поехали!". Но я промолчала. Внизу собралась кучка зрителей, не хотелось напугать их диким воплем. Руки мои крепко держались за подоконник. Я резко отцепила их, чтобы уж не передумать и не влезть обратно в квартиру.
Высота восьмого этажа вдруг перестала вызывать у меня дрожь в коленках. Я вошла во вкус и спустилась еще дважды. Наверное, могла бы и больше, но уж очень замерзла. На третьем спуске мне в голову пришла странная идея, что из самоспасателя выйдет неплохой аттракцион. Можно установить у себя дома эту систему и, когда потеплеет, "катать" на ней всех желающих. За деньги. От них, то бишь от желающих, я уверена, отбоя не будет. Нет, конечно, все это дурачество. А говоря серьезно, "Барс" - действительно полезная штуковина, способная спасти не одну жизнь.
А теперь самое интересное. Стоит это "чудо техники" около десяти тысяч рублей. Плюс от полутора до трех тысяч - за установку крепежного крючка. Не дешевое удовольствие. Но если хорошенько поразмыслить, жизнь все-таки дороже.
Из досье "РГ"
Согласно статистике, от пожаров в России ежегодно гибнет до двадцати тысяч человек. Это значит, что каждый сотый пожар уносит чью-то жизнь. По показателю смертности огонь занимает сегодня второе место после дорожно-транспортных происшествий.