Все свелось к констатации того, что руководство училища вовремя не проконтролировало, а потом вовремя не доложило. Что нужно усилить контроль и спрос с офицеров и генералов, быстрее переходить к комплектованию армии по контракту и создать военную полицию.
Серьезного же разговора об истинных причинах падения дисциплины, ухудшения морального климата, роста жестокости и дедовщины ни в СМИ, ни в общественных организациях, ни в самом министерстве обороны не получилось. Более того, складывается впечатление, что первые эмоции выплеснулись, и о ЧП уже стали забывать. Это недобрая традиция нашей общественной жизни. Ведь проблемы-то остались, и решать их нужно всем.
Но для начала надо спокойно разобраться, а что же происходит в армейских коллективах? Без такого анализа, без правильного диагноза можно напринимать ошибочных решений, загнать болезнь вовнутрь и получить потом еще более острый рецидив. Иллюстрацией поспешных мер может служить предложение немедленно перейти к комплектованию Вооруженных сил только на контрактной основе. Но это вряд ли поможет решению существующих проблем. Сколько требуется средств на содержание такой армии - можно посчитать. Но готово ли общество платить такие средства в ущерб социальным и другим программам? А сколько нужно средств на создание социальной инфраструктуры для такой армии? А сколько еще потребуется, чтобы через 20 лет платить пенсии контрактникам, достигшим пенсионного возраста? Чтобы перестроить систему подготовки мобилизационных ресурсов страны? И потом, разве мы автоматически получим других людей, если из призывника сделаем контрактника?
Таких вопросов десятки. И решать их надо не на основе эмоций и предвыборных обещаний, а путем тщательных расчетов с учетом множества факторов и в интересах главной задачи Вооруженных сил - обеспечения обороноспособности страны. Отдавая себе отчет в том, что вместе с традициями, структурой, системой подготовки и управления Российская армия приняла от советской и весь груз прошлых проблем. Включая и неуставные взаимоотношения. Хотя и моральный климат в подразделениях тогда был на порядок выше, и возможности для поддержания дисциплины у командиров были другие. Действовала система воспитательной работы, которая включала в себя институт политработников, сеть партийных и комсомольских организаций, различные методы агитационно-пропагандистского воздействия. Да, все в Советской армии было подчинено влиянию КПСС, и я не сторонник наличия партийных структур в силовых структурах, но речь о другом - о системном подходе.
Такой же системный подход был и в допризывном воспитании молодежи, и при подготовке офицеров в военных училищах. Но в 1991 году система воспитания практически одновременно была демонтирована как в армии, так и в обществе. На смену ей не было создано ничего. И если военное командование время от времени как-то пыталось восполнить прорехи в воспитательном процессе, то общество полностью устранилось от подготовки молодых людей к военной службе.
Между тем престиж военной службы упал, из Вооруженных сил ушли лучшие. Сегодня частями и даже соединениями часто командуют люди, которые получили опыт не интенсивной боевой подготовки, а выживания, когда вместо стрельб и учений искали спонсоров и зарабатывали деньги на ремонт казарм, столовых, медпунктов. Теперь эти командиры того же требуют от своих подчиненных. Изменился и социальный состав армии. Сегодня из-за огромной массы отсрочек призвать удается в основном ребят из беднейших слоев населения, что порождает в коллективах атмосферу безысходности, а часто и злобы, которые находят выход в неуставных взаимоотношениях.
При этом те стимулы к добросовестной службе, которые были в Советской армии, забыты. Это и льготы при поступлении в вуз или на престижную работу, и обязательные характеристики от командования, и прочее. Между тем в иностранных армиях эти методы широко применяются. Мы тоже могли бы давать преимущества при поступлении на государственную или муниципальную службу тем, кто служил в армии и положительно характеризуется.
Надо вернуть должное место в армейской структуре и молодым офицерам. Сегодня им отведена роль сержантов, они не имеют возможностей и стимулов для профессионального роста, нормальной воспитательной работы с людьми. А сержантов в войсках просто нет. Уже 10 лет идет разговор, что нужно перейти к комплектованию на контрактной основе именно сержантского состава. Изменить систему и уровень подготовки сержанта, поднять его социальный статус. Мы имеем примеры и опыт такого подхода в ряде иностранных армий.
Анализ сегодняшних армейских проблем показывает, что для преодоления негативных тенденций одних лишь организационных мероприятий недостаточно. В обществе должна формироваться другая атмосфера не только отношения к армии и воинской службе, но и другая атмосфера взаимоотношений людей.