В первый рабочий день фестиваль показал вне конкурса политический триллер "Сириана", одну из лучших картин года, получившую две номинации на "Оскара". Ее поставил драматург и режиссер Стивен Гэгэн, известный как автор сценария фильма Стивена Содерберга "Трафик". Там анализировались коллизии, связанные с мировым наркобизнесом, - теперь Гэгэн занялся исследованием подноготной нефтяных конфликтов.
Как и выходящий на днях на экраны России политический триллер Стивена Спилберга "Мюнхен", "Сириана" пытается стать "над схваткой" и понять мотивы всех сторон глобальных конфликтов. Основанная на фактографической книге Роберта Баера, картина вторгается в мир сложных зависимостей политики от бизнеса, тайных пружин в игре, о которой обычно помалкивают, потому что политические боссы в ней - лишь пешки. Главная трудность в восприятии многоязычного, полного идейных споров, снятого ручной камерой высокобюджетного фильма - обилие сложно переплетенных фабульных линий: надо затратить немало усилий, чтобы войти в курс событий. Пока картина зацепит, нужно терпение.
Джордж Клуни играет ветерана ЦРУ Боба Бэрнса, который должен убить нефтяного короля - принца-реформатора Назира Аль-Субайи, ибо тот собирается сделать свою страну более независимой от Америки. По ходу дела его герой начинает сомневаться в чистоте целей своей миссии, открывает для себя много нового в нефтяной политике США, навлекает на себя ярость обеих сторон и сам становится объектом охоты. За эту роль Клуни выдвинут на "Оскара". По поводу своих надежд его получить он сказал так:
- Никогда не играл в расчете на "Оскара". Это не то, о чем вообще стоит говорить. Как можно сравнивать разных актеров? Вот я смотрю на Филиппа Сеймура Хоффмана и понимаю, что никто другой так не сыграет. Смотрю на Дэвида Стратэйрна и вижу, что его в этой роли никем не заменишь. Я не понимаю, как вам удается определять, кто тут лучше, а кто хуже.
Роль Бэрнса в жизни Клуни занимает особое место - она потребовала жертв и на некоторое время выбила его из строя. Ему пришлось, к примеру, набрать почти 20 дополнительных килограммов, чтобы выглядеть тяжеловесом. "Когда люди не сразу узнают меня на афише фильма или на экране, это наполняет меня гордостью", - сказал он на пресс-конференции. Актер отказался от своего любимого баскетбола и перенес серьезную травму во время съемок одной из ключевых сцен фильма - эпизода пыток. При исполнении трюка, когда партнер по сцене избивает Бэрнса, привязанного к стулу скотчем, отяжелевший Клуни неловко упал вместе со стулом и повредил позвоночник. На экране следов инцидента нет: дубль в фильм не вошел. Но актер перенес в связи с этим две сложные операции, долго страдал от головных болей, не смог принять участие в рекламной кампании фильма "Двенадцать друзей Оушена", и журналисты его спросили, не собирается ли он предъявить иск за ущерб. "Кому? - ответил он. - Себе? Это же моя вина. Вы в фильме не видите всей сцены, где опрокидывается стол. Я был привязан к стулу - и это была моя идея. А мой партнер, когда имитировал, что избивает меня, все сделал правильно. Просто я слишком перегнулся и упал. Сейчас иду на поправку, но это долгий процесс".
Перед берлинской публикой Клуни появился по-прежнему стройный, элегантный и улыбчивый. На вопрос, как ему удалось вернуть себе свою классическую форму, Клуни ответил: "Есть только один способ - перестать есть".
Мэтт Дэймон в "Сириане" играет Брайана Вудмэна, телевизионного аналитика по мировой энергетике, который ввязывается в сложную многоходовую авантюру с нефтяным королем принцем Назиром. Это первая роль, где идеальный актер на роли смышленых юношей и одиноких волков предстает главой счастливого семейства и отцом двоих детей, одного из которых в ходе фильма трагически теряет. На вопрос, чем заинтересовала его эта роль, он отвечает:
- Во-первых, отличный сценарий. Он совсем не похож на то, что обычно производит Голливуд, особенно если речь идет о крупнобюджетном кино. А этот фильм стоит что-то около 60 миллионов! Второе: в нем достаточно сложные характеры, и это тоже нетипично для Голливуда, где, как правило, не хотят слишком грузить зрителя. А о Стивене Гэгэне (режиссере фильма. - В.К.) мне рассказывал Содерберг еще во время съемок "Двенадцати друзей Оушена", - они вместе работали на фильме "Трафик". Мы с Гэгэном поговорили по телефону, и через двадцать минут я был уже в проекте. Потому что это как раз то, чего я искал: действительно сильный сценарий, действительно умный режиссер. И отличная роль.
Дэймона заодно спросили, правда ли, что он снимется в третьем фильме о приключениях Борна. Актер подтвердил: уже готов сценарий и картину снова поставит Пол Гринграсс. На вопрос, будет ли живучий Борн в этом фильме наконец укокошен, Дэймон расхохотался: "Я хотел его убить еще в первой части, но меня никто не слушал. Нет, я не думаю, что он умрет в этой новой картине, хотя она станет, возможно, последней в этой серии".
Почти документальная по стилю, "Сириана" снималась в тех местах, где должно происходить действие. Голливудская студия работала в странах Ближнего Востока, антиамериканские настроения там близки к истерике.
На вопрос о его отношении к войне в Ираке Мэтт Дэймон отвечает коротко:
- Я был против нее с самого начала. И, по большому счету, эта война уже проиграна.