13.02.2006 03:00
Власть

Автомобилисты России выступили в поддержку Щербинского

Российские автомобилисты поддерживают Олега Щербинского колесами, плакатами и гудками
Текст:  Лидия Голяева Полина Литвинова Михаил Осин Нина Рузанова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3995)
Читать на сайте RG.RU

Лейтмотив выступлений: в ДТП все равны. Суд не вправе делать поправок на мигалки, номера и личности пассажиров пострадавшего авто. В противном случае завтра в шкуре стрелочника может оказаться любой, кто сегодня сжимает баранку в руках.

Вчера в рамках данной акции вышли на дороги автомобилисты Первопрестольной. Первая колонна из приблизительно пятисот машин проследовала от Гребного канала в Крылатском к Воробьевым горам. Маршрут движения второй колонны был изменен в связи с тем, что автоинспекция не допустила проезда участников пробега по Рублевскому шоссе. Участники автопробега украсили свои машины черными лентами и плакатами на стеклах типа: "Долой лихачей с мигалками!", хотя попадались и менее идеологически выдержанные надписи. И само собой автошествие сопровождалось дружным ревом клаксонов.

Как сообщают очевидцы, по маршруту следования колонны было замечено необычно большое количество сотрудников ГИБДД и ОМОНа. Отдельные инспектора под предлогом осмотра документов пытались разбить автоколонну на части - машины без ленточек и плакатов в этот раз их не интересовали. Однако же поводов для придирок практически не нашлось. Акция, как было заявлено заранее, носит мирный характер, и водители вели себя на трассе вполне корректно, двигаясь со средней скоростью в правых рядах с включенными габаритными огнями.

В свою очередь организаторы акции говорят, претензий к сотрудникам ГИБДД у автомобилистов нет. Лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков заявил:

- Никаких эксцессов, массовых репрессий или явных конфликтов с сотрудниками ГИБДД у нас не было. Нам удалось найти полное взаимопонимание с сотрудниками специально созданного оперативного штаба ГИБДД. Наша единственная цель - добиться вынесения оправдательного приговора Олегу Щербинскому.

А накануне подобные же акции прошли в нескольких городах России. Во Владивостоке митинг водителей собрал около 200 человек. В Барнауле пикет был организован на одной из центральных площадей. По обе стороны проспекта выстроились ряды машин со стикерами: "Мы все - Щербинские!" На задних стеклах двух машин были наклеены распечатки схемы того самого ДТП, а также фотографии с места аварии и копии документов дела. Здесь же присутствовала супруга Щербинского - Светлана с дочерью и его адвокат Сергей Шмаков. Многие горожане пришли на пикет, просто чтобы выразить свое отношение к приговору, или поставить свою подпись под коллективным письмом. Однако Шмаков сообщил:

- Мы решили не собирать подписи. Мы сейчас готовим другой документ - обращение в Общественную палату. Кроме того, в понедельник подаем кассационную жалобу. 13 февраля - последний день, когда это можно сделать.

Отождествили себя с пострадавшим и в Новосибирске. На центральную площадь вышло около двухсот человек, а проезжавшие мимо водители неистово сигналили, поддерживая пикетчиков. "Приговор Щербинскому - это приговор всем нам" - таково общее настроение. Сибирские мужики - такие же, как погибший губернатор ("Евдокимов бы не понял!" - один из плакатов), - целый час на пятнадцатиградусном морозе скандировали:

- Мы сможем добиться отмены приговора, если захотим! Ведь отвоевали же свое право в Москве владельцы американских машин с красными стоп-сигналами!

Дальше всех зашел 25-летний Андрей Казаков. На пикет он вышел в тюремной робе и кандалах. На груди номер - 07082005 (дата аварии), а на спине надпись - "Пострадал за правый руль". "Заключенный" поведал корреспонденту "РГ", что сам ездит на такой же праворульной"тойоте". И каждое утро встречает на дороге "мерседес" со спецсигналами -мчащего на огромной скорости какого-то чиновника. И каждый раз не знает, чем закончится для него сегодняшняя поездка.

Напомним, что губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов погиб в автокатастрофе 7 августа 2005 года. На трассе Бийск-Барнаул автомобиль Евдокимова во время обгона столкнулся с "тойотой" Щербинского и врезался в дерево. Следствие утверждало, что "мерседес" двигался со скоростью не менее 149 километров в час, однако, по словам свидетелей, его скорость составляла около 200 километров в час.

3 февраля 2006 года зональный суд Алтайского края вынес Щербинскому обвинительный приговор. Щербинского признали виновным в "преступной небрежности" и приговорили к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Сам Щербинский себя виновным не признал.

   Комментарий

Валерий Абрамкин, директор центра содействия реформе уголовного правосудия, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:

- Я бы назвал выступления в поддержку Олега Щербинского не столько акциями протеста, сколько проявлением гражданской активности.

С одной стороны, неправильно вмешиваться в решение суда и оказывать на него давление, но общее состояние нашего правосудия, можно сказать, безобразное. Я часто читаю судебные решения, например, в колониях для малолеток, и то и дело натыкаюсь на несобразности: судья может не заметить возраста осужденного ребенка, не учесть специфики его образования, не учитывают обстоятельств кражи, что называется, гречневой каши со сковороды. Очень многие приговоры произвоят впечатления "заказных". По сюжету преступления две девочки снимают с третьей на танцплощадке шлепанцы, но судят одну, у другой - зачинщицы - просто родители покруче. Видимо, дело Олега Щербинского участникам акций гражданской активности тоже кажется заказным. К сожалению, таких случаев немало.

Серго Георгян, начальник Кировградской воспитательной колонии Свердловской области:

 - Это опасный путь, когда судьи знают, кого за одно и то же преступление можно посадить, а кого - нельзя. Сомнительных приговоров сегодня очень много, и только общественное внимание и гражданская активность людей подвигают судей к пересмотру таких решений.

Права человека