14.02.2006 01:00
Общество

Немецкое кино обратилось к сексуальному Карлу Марксу

Немецкое кино обратилось к сексуальному Карлу Марксу
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3996)
Читать на сайте RG.RU

На освоение лукавой творческой манеры "Карла Маркса секса", как прозвали Уэльбека в литературной критике, были брошены все лучшие силы немецкого кино: даже в эпизодах только звезды. Роли двух сводных братьев Бруно и Мишеля доверены Морицу Бляйбтрою ("Эксперимент") и телеведущему MTV Кристиану Ульмену, подружку трудного детства Мишеля Аннабель играет Франка Потенте ("Беги, Лола, беги"), и есть в титрах еще много имен, ничего не говорящих зрителям за пределами Германии, но любого немца способных заставить ринуться к кинокассам. Картину поставил бывший журналист Оскар Релер, тоже набивший руку на скандальности, - название его фильма 2001 года Suck My Dick говорит само за себя.

Движущая сила в сюжете фильма - секс. Секс угасающий и теряющий смысл - ученый-генетик Мишель даже занят исследованиями, которые должны привести к полному упразднению воспроизводящей функции секса. Секс - источник комплексов для Мишеля и предмет вечных страданий педагога Бруно, невротика и расиста, который не может обуздать вожделения, открыто соблазняет своими достоинствами студенток и, получив отпор, находится в постоянном нервном шоке. У них разные отцы, но общая мать, забросившая обоих в заботе о собственной сексуальной привлекательности и потому ненавидимая. Фильм, как и книга, депрессивен и эпатирует публику, последовательно ставя под сомнение все моральные устои общества и предлагая шокирующие до нервного смеха сцены перезахоронения любимой бабушки Мишеля (истлевшие череп и грудная клетка лопатой сваливаются в мешок и уносятся восвояси) или нескончаемых мастурбаций, заменяющих героям сексуальный опыт и граничащих с упертой жестокостью. Картине нельзя отказать в чувстве стиля, и режиссер умеет держать зрительское внимание в лабиринте ретроспекций-воспоминаний и перебросок в прошлое - "флэшбеков". Но из романа подчеркнуто интеллектуального и даже как бы научного, претендующего на современный вариант ницшеанства, фильм берет лишь внешний событийный ряд, и многие склонны считать его долгожданную премьеру провалом, а поклонники романа восприняли картину Релера как надругательство над святыней.

Персонажи Уэльбека были сконструированы скорее как контртезисы в споре (один гиперсексуален, другой асексуален вовсе), чем как реальные человеческие характеры, поэтому, приступая к просмотру картины, лучше всего о романе забыть. Но при этом сюжет, наделавший в мире столько шума, оборачивается амбициозной мелодрамой, откуда парадоксальным образом выветрились все признаки интеллекта. Одним из главных аргументов романа был его баланс на грани высмеивания всех моральных иллюзий, которыми тешил себя ХХ век. Фильм же лишен чувства юмора - и от интеллектуального пира остаются объедки в виде многозначительных поясняющих титров.

Прямая речь

Оскар Релер:

- Я никогда не читал ничего подобного роману Уэльбека. У нас с ним одинаковое чувство юмора, и мы одинаково относимся к людям. Даже судьбы у нас схожи: обоих растили бабушки, и Уэльбек пишет об этом поколении с необычной для наших дней симпатией. Он вообще сумел спрессовать в книге двести лет истории всех европейских ценностей! Он исходит из того, что в результате отхода от религии и жажды научного познания мира все отношения между людьми и даже экономические условия их существования ухудшаются. Мир, по Уэльбеку, становится подобным джунглям.

Меня заинтриговал также характер Бруно, в котором собраны практически все человеческие пороки. Его, как и меня, тоже в детстве бросила мать, и это нас сближает. Она забыла о своей ответственности перед детьми, и это чистейший эгоизм, который близкие люди ощущают острее всех. Вот почему братья Бруно и Мишель постоянно на грани эмоционального слома.

Роман сложен, и все мы понимали, что впрямую перенести его на экран невозможно. Но ключевые эпизоды и главные страсти, движущие братьями, мы постарались сохранить. Правда, внести в кино элементы порнографии, которые Уэльбек так интересно использовал в книге, было категорически невозможно, как и "черную мораль" всей этой истории - поэтому, в частности, мы изменили финал.

Мориц Бляйбтрой:

- В романе Уэльбека меня поразил безжалостный интеллектуализм автора, подчас он казался мне даже слишком циничным. Мой герой Бруно постоянно на грани безумия, и секс - движущая сила его жизни. Опасность в том, что сексуальные фантазии начинают вытеснять реальность. Уэльбек как-то сказал, что если заниматься интенсивным сексом два года, то сексуальность может полностью потерять связи с такими чувствами, как нежность или удовольствие. Вы просто тупеете. В этом смысле мозг человека - его самый главный сексуальный орган. Поэтому необузданная погоня за фантазиями опасна. Есть в мире вещи, которыми нельзя заниматься просто так, и каждый, для кого секс неразрывно связан с чувством любви, знает, в чем разница между ними. Я не из тех актеров, которые любят бегать в декорациях голыми, но именно сексуальность - движущая сила этого сюжета, и мы должны были думать о том, как и в какой дозе использовать порно в нашем фильме.

Образ жизни Кино и ТВ