Принятая еще в 1995 году редакция Закона "О рекламе" была "священной коровой" в течение целого десятилетия: удалось добиться лишь серьезного ограничения рекламы табака и алкоголя, да и то принятие каждой поправки сопровождалось нешуточными баталиями. И лишь весной прошлого года состоялось первое чтение новой версии закона. Пафос поправок: убрать из рекламы все то лукавство, с помощью которого заманивают покупателя.
В части "правдивости" массу нареканий у специалистов вызывает сегодня реклама лекарств, биологически активных добавок, медицинских технологий и техники. После шумных скандалов на строительном рынке, разработчики закона обратили внимание и на методы, которыми инвестиционно-строительные компании привлекают граждан к участию в долевом строительстве. И в этом секторе реклама оказалась весьма далекой от "добропорядочности".
Действительно, всплеска скандальных историй с обманутыми вкладчиками удалось бы избежать, если бы, заключая договор об инвестировании в будущее жилье, люди были правильно сориентированы и в полной мере отдавали себе отчет, какую именно бумагу они подписывают. Большинство полагает, что просто покупает еще не построенные метры. Именно на это ориентируют людей рекламные объявления фирм-застройщиков. При этом лишь немногие понимают, что с юридической точки зрения подписываемые людьми инвестиционные договоры подтверждают лишь факт соучастия в строительном проекте. При этом соинвесторы разделяют с главным инвестором и застройщиком все риски, связанные с экономическим провалом и возможным банкротством.
Главная цель, которую преследовали авторы законопроекта, с одной стороны, добиться прозрачной и правдивой рекламы в строительстве и, с другой - осложнить жизнь недобросовестным игрокам, заведомо не собирающимся выполнять свои обязательства перед вкладчиками, то есть строить для них жилье.
Разработчики документа, например, депутат Владимир Мединский, считают, что в какой-то степени задуманное удалось: люди перестанут попадать на удочку нечестных игроков на рынке жилья.
В частности, рекламировать можно будет только договоры участия в долевом строительстве, жилищные, жилищно-строительные и жилищно-накопительные кооперативы. Все другие формы отношений между застройщиком и соинвесторами, например, сертификаты, законопроект рекламировать запрещает.
В этом он, кстати, точно соответствует норме принятого в прошлом году закона о долевом участии в строительстве, который также "признает" только одну форму договора, исключая все остальные "варианты", по сути являющиеся ловушками. Против этой нормы (в числе некоторых других), впрочем, активно возражает стройбизнес.
Кроме того, реклама строящихся объектов обязательно должна будет содержать определенную информацию: например, сведения о месте и способах получения дольщиками проектной декларации.
Третье предложение - запретить рекламу объектов, на возведение которых у строителей нет обязательных разрешительных документов. Если же застройщика временно лишат разрешения на строительство, то и рекламу ему придется приостановить. Этот пункт также согласуется с законом о долевом участии.
Часть застройщиков поправки поддерживает. В одной из крупных инвестиционно-строительных компаний "Российской газете" заявили, что закон поможет усилить контроль над ненадежными застройщиками, поскольку нельзя будет начинать кампанию по сбору средств с населения, не подготовив стройплощадку и не вложив серьезных собственных (или взятых в кредит в банке) средств. "Мы только выиграем за счет снижения конкуренции, ведь недобросовестные "строители" часто демпинговали, предлагая жилье по заниженным ценам, и тем самым отбивали у нас потенциальных клиентов, - признались "РГ" строители. - Но выиграет и покупатель - для него это сокращение рисков".
В то же время некоторые аналитики и участники рынка не уверены, что ужесточение требований к рекламе новостроек гарантирует наведение порядка на строительном рынке. Ведь некоторые ограничения уже прописаны в законе о долевом участии, однако недобросовестная реклама все равно на рынке присутствует.