15.02.2006 01:54
Власть

Курские власти не могут выдать всю зарплату городским транспортникам

Забастовка водителей обнажила старые транспортные проблемы
Текст:  Михаил Жданов Виктор Чемодуров (Курск)
Российская газета - Черноземье: №0 (3998)
Читать на сайте RG.RU

Вчера на линии вновь работало три четверти из сотни автобусов, ранее остановленных в знак протеста. Удар ощутили не только чиновники местного самоуправления, но и - в первую очередь - самые незащищенные слои курского населения, "забастовал" как раз тот транспорт, в котором билетик пока на два рубля дешевле, чем у частников, и который перевозит "льготников", а также - бесплатно - детей. Толпы людей тщетно стояли на остановках…Муниципальное руководство попыталось заверить водителей, что вот-вот погасит задолженность, но те не внимали обещаниям: вначале, мол, деньги, а уж потом возобновление работы. Пришлось, параллельно с уговорами, маневрировать с продолжавшими действовать транспортными потокам и досрочно выпускать на линию около полусотни частных перевозчиков, которые прошли через конкурс и должны были выходить на свои маршруты только с апреля. Теперь, когда напряжение "рассасывается", этот резерв курского "главкома" уже в гаражи не вернешь, и, таким образом, бастующие, желая добиться одного, получили другое - до срока уступили часть принадлежавшей им ниши на рынке пассажирских перевозок…

Экстренно предпринятые меры ситуацию слабо спасали. К концу четвертого дня глава города Виктор Суржиков начал терять терпение: с телеэкрана сказал всем курянам, что поведение бастующих водителей "уже напоминает шантаж" и что оно является "нарушением законодательства, прогулами"… Может, и так, но, с другой стороны, нарушением закона является и невыплата заработанного людям. Вчера, по утреннему свидетельству директора транспортного предприятия Леонида Клейменичева, деньги-таки пришли и должна была состояться выплата январской, то есть текущей зарплаты. А вот декабрьская пока "зависла". Почему? Стоило только поинтересоваться природой образовавшейся задолженности, как стало яснее ясного: результативность забастовки близка к нулю (ну, разве что вынудили чиновников вчера сделать то, что они должны были сделать позавчера) и уж, во всяком случае, не сняла тех сложнейших проблем, которые буквально уничтожают городской транспорт.

Знакомые экономисты сквозь слезы солидарности и сочувствия к требованиям бастовавших посмеиваются: фактически одно предприятие бастовало в интересах другого. Как так? А вот так, поясняет уже начальник информационно-аналитического управления горадминистрации Виталий Калинин: денег нет, деньги нужны, но, главное то, что появиться им у транспортников весьма и весьма сложно. С окончанием прошлого года прекратило свое существование признанное банкротом муниципальное предприятие "ПАТП-2", которое и задолжало водителям за декабрь чуть меньше четырех миллионов рублей. С января те же водители работают в новосозданном ОАО. Основным собственником остался муниципалитет, к которому транспортники предъявили претензии и который сурово наказали. Теперь ситуация совсем интересная: даже если деньги найти, то как можно, не нарушив закона, заплатить работникам нового предприятия по долгам предприятия-банкрота? По нынешней законной процедуре все перечисления должны адресоваться кризисному управляющему, а это и дополнительные налоги, и другие серьезные "закавыки". Уже и после забастовки городские и областные чиновники, руководители и специалисты территориальных федеральных структур ведут лихорадочные консультации друг с другом, пытаются найти такой вариант по декабрьской зарплате, чтобы и закон не нарушить, и проблему "малой кровью" решить.

Будем надеяться, найдут. Но, стопроцентно, они бессильны перед другой, многолетней преградой. До сих пор продолжается порочная практика, когда бюджеты всех уровней (городской - в меньшей степени, чем остальные) не компенсируют транспортникам в полной мере так называемых "выпадающих доходов", образующихся в результате перевозки "льготников". Опять же, стоимость социального проездного остается сотней рублей, а цены на ресурсы стремительно растут. В горадминистрации подсчитали: экономически обоснованной в этих условиях может быть только вдвое увеличенная цена разового билета. Сегодня муниципальный транспорт в Курске еще продолжает возить пассажиров за 4 рубля, а надо, мол, брать 7-9. Но по крайней мере до 12 марта - дня выборов в Курскую областную Думу - на любое изменение тарифа вряд ли кто решится.

Права человека Курск Центральная Россия