Об этом вчера сообщил статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов. В свою очередь вице-премьер Александр Жуков вчера заявил на заседании правления РСПП, что "одновременно с этой акцией правительство рассматривает возможность возврата в дальнейшем к контролю за расходами граждан".
По словам Сергея Шаталова, принципиальное решение было принято 14 февраля на совещании у первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Определен и срок завершения действия налоговой амнистии - 30 апреля 2007 года. Стало ясно и то, что в парламент будет внесен анонсированный Шаталовым еще прошлой осенью законопроект: замминистра спрогнозировал лишь "самые незначительные изменения". Шаталов выразил уверенность, что парламент примет законопроект в течение весенней сессии. А сама "налоговая амнистия" вступит в действие сразу после подписания документа президентом.
Отметим, что это заявление прозвучало сразу вслед за интригующим сообщением директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Михаила Моторина о том, что "текст законопроекта окончательно не согласован с минэкономразвития, минюстом и администрацией президента". Как видим, Шаталов поспешил снять интригу, тем более что крутых поворотов вокруг идеи легализации незаконно полученных доходов физическими лицами и раньше было немало. Сама идея "как бы амнистии", по запомнившемуся определению министра финансов Алексея Кудрина, сразу была принята "на ура", чего не скажешь о ее технологии.
Первый вариант законопроекта был внесен в правительство еще в августе 2005 года, через четыре месяца после апрельского Послания президента парламенту, в котором идея "финансовой амнистии" была одной из центральных. Но после обсуждения на правительстве был отправлен на доработку. В частности, были подвергнуты критике, в том числе и экспертным сообществом, положения об обязательной проверке происхождения теневых капиталов Росфинмониторингом и о зачислении легализуемых сумм на счета в российских банках. По сути это были два "пугала" для потенциальных участников амнистии. Кстати, и сам термин "амнистия", который юридически предполагает признание вины, был "атакован" аналитиками как некорректный.
Осенью главный идеолог амнистии Сергей Шаталов сообщил о появлении скорректированного варианта. В нем предполагалось, что граждане должны лишь задекларировать средства и уплатить 13-процентный налог. Данная схема "выводит из оборота" столь напугавшие общественность финансовые проверки. Да и от перечисления "отбеленных" сумм на счета российских банков идеологи амнистии отказались. Очень важно подчеркнуть, что упрощенному декларированию подлежат также имущество, ценные бумаги и другая собственность, приобретенная на средства, подлежащие "амнистированию". А декларировать можно доходы, полученные за любые годы, предшествующие году амнистии, но не позднее 1 января 2005 года - до наступления налогового периода, за который доходы граждан будут декларироваться в общем порядке в 2006 году.
Недовольства поубавилось, но неожиданно Шаталов под занавес прошлого года заявил, что амнистия переносится "как минимум на полгода". Ранее ее собирались начать 1 января 2006 года. Затем в СМИ стала эпизодически появляться информация о непростых обсуждениях механизма амнистии в администрации президента.
И вот неожиданно стало известно, что совещание у первого вице-премьера дало "зеленый свет" легализации капиталов.
В распоряжении "РГ" оказалась "Пояснительная записка", подготовленная минфином к проектам федеральных законов "Об упрощенном порядке декларирования доходов физических лиц" и "О внесении изменений в статьи 45 и 80 Налогового кодекса РФ и статью 57 Бюджетного кодекса РФ". Поправки в эти кодексы будут необходимы для приведения в соответствие с нормами "налоговой амнистии". В записке отмечается: "Проектом федерального закона устанавливается "декларационный платеж", уплачиваемый физическими лицами в случае принятия ими добровольного решения о декларировании доходов, которые ранее не декларировались и с которых не были уплачены налоги, что не позволяет вводить данный временный платеж в корпус законодательства о налогах и сборах".
Декларационный платеж исчисляется исходя из 13-процентной ставки, а юридически рассматривается как "эквивалент неуплаченного налога на доходы физических лиц". Тем самым ставится точка в дискуссиях о ставке "индульгенции": предложения о ее снижении до 5-7 процентов или даже обнулении минфин не поддержал.
Определен в документе и оптимальный период для того, чтобы граждане могли принять осознанное решение: это девять месяцев, начиная с 1 июля 2006 года. Ограничений по величине сумм и видам валют не устанавливается. Никаких документов о виде доходов и их источниках предоставлять не нужно. Кроме того законопроект специально оговаривает, что "содержащаяся в специальной декларации информация не может использоваться налоговыми органами при осуществлении налогового контроля". Декларационный платеж не зачисляется на банковские счета. Это очень важно, поскольку банки обязаны сообщать в финансовую разведку обо всех случаях совершения операций на сумму свыше 600 тысяч рублей в соответствии с законом о противодействии "отмыванию капиталов".
А вся процедура завершится выдачей специального свидетельства о том, что физическое лицо выполнило все требования закона. Соответственно "в отношении лиц, осуществивших упрощенное декларирование, оснований для применения мер уголовной и административной ответственности возникать не будет", говорится в "записке" минфина.
Очень любопытным нюансом проекта является то, что декларационный платеж устанавливается в качестве "неналогового дохода субъектов Российской Федерации", для обеспечения чего и требуются поправки в действующий Бюджетный кодекс РФ.
И, наконец, о том, что выходит за рамки разовой акции под условным названием "налоговая амнистия". Вице-премьер Александр Жуков вчера заявил, что "одновременно с этой акцией правительство рассматривает возможность возврата в дальнейшем к контролю за расходами граждан". "Вместе эти две акции дадут весьма положительный эффект", - считает Александр Жуков.