Но настраивать главу Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина, в общем-то, как правило, нет необходимости. Он уже не первый год предлагает различные варианты Стратегии развития финансовых рынков. Однако до сих пор ни один из них так и не был одобрен. Наконец-то через год после рекордного роста фондового рынка чиновники признали значительно усеченный документ доработанным и необходимым, и практически все заинтересованные ведомства его согласовали. Впрочем, исчезнувшие моменты по большей части предусматривали уже реализованные предложения, и в ФСФР с ними распрощались без сожаления как с морально устаревшими.
Однако с главной идеей: созданием единого органа по надзору за финансовыми рынками - мегарегулятора - Вьюгин так и не расстался. Но в отличие от прошлогодних дебатов, теперь у него практически нет противников, хотя модель мегарегулятора по-прежнему прописана не очень-то четко. Хотя у ФСФР еще будет время все подкорректировать. Ведь проект федерального закона о статусе, функциях и полномочиях нового государственного органа, осуществляющего регулирование, надзор и контроль на финансовом рынке (мегарегулятора), должен быть внесен на рассмотрение правительства лишь в ноябре 2006 года, а в феврале 2007 года - в Госдуму.
Тем не менее все аргументы, приводимые Вьюгиным в пользу создания мегарегулятора, судя по всему, так и не убедили Медведева. Он заметил, что "это не простой вопрос и здесь необходимо все взвесить", напомнив, что до момента образования ФСФР существовала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, которая представляла собой специфический орган. Ее статус как раз определялся особым законодательством, что не позволяло ей полностью интегрироваться в систему власти. В итоге некоторые акты ФКЦБ не хотел регистрировать минюст, а затем их не хотели исполнять. "Я не уверен, что это было хорошо", - сказал Медведев, добавив, что деятельность этой комиссии сопровождалась "интригами, которые переходили в драму". В общем, чиновникам еще нужно понять, насколько органичным будет деятельность такого органа с учетом системы управления в стране и не приведет ли это к юридическим проблемам.
Радикальный подход главы ФСФР первый вице-премьер вчера явно не разделял, несмотря на то, что Вьюгин предлагал принять политическое решение и "перестать писать доклады, когда необходимо принимать законы". Сам Вьюгин готов хоть сейчас принять такое решение и предложил преобразовать подведомственную ему службу в публичный коллегиальный орган. "В стратегии развития финансового рынка ставится задача реализации концепции преобразования ФСФР в такой коллегиальный орган", - заметил финансист. По его мнению, служба должна быть преобразована в госкорпорацию типа агентства по страхованию вкладов. "Это - юридическое лицо, которое является госорганом и осуществляет публичные функции, установленные специальным законом", - пояснил он. То есть так же, как на развитых рынках, где регулятор - юридическое лицо публичного права. В России же, по мнению главы ФСФР, такого понятия нет.
Однако Медведев довольно жестко заметил, что не может поддержать "превращение ряда государственных органов управления в публичную кампанию". "Нам не нужно увлекаться конструкциями, которые являются калькой англо-американского законодательства о фондовом рынке. Нам лучше ориентироваться на европейский опыт регулирования, в том числе и в отношении бездокументарных ценных бумаг", - посоветовал первый вице-премьер. Но и Вьюгин незамедлительно отреагировал на реплику Медведева.
- Если мы поднимем вопрос о правах собственности на бездокументарные бумаги, то мы его еще два года будем обсуждать, решать юридически очень долго, - специально для юриста заметил он. Что же касается дискуссии по созданию мегарегулятора, то, по мнению Вьюгина, в ней надо поставить точку.
Впрочем, на теме создания мегарегулятора Стратегия не окончилась. Глава ФСФР пытался убедить, что реализация документа приведет к увеличению капитализации рынка акций с 40 до 60% ВВП к 2008 году. Хотя в прошлом году капитализация фондового рынка увеличилась на 90%. "Это временное явление, и такой быстрый рост не только экономически не обоснован, но и небезопасен", - предупредил глава ФСФР. В настоящее время по уровню капитализации Россия приближается к группе стран, которые характеризуются как "большой волатильный пузырь". Это такие страны, как Южная Африка, Таиланд, где капитализация достигает 200%, но они подвержены серьезным колебаниям.
В дискуссию вступил и глава минэкономразвития Герман Греф, напомнив, что к 15 февраля капитализация российского фондового рынка увеличилась до 79% ВВП и достигла 604 миллиардов долларов. По его мнению, необходимо ускорить действия по формированию надежной инфраструктуры рынка. В частности, принять меры по дальнейшей капитализации институтов финансовых посредников, а стратегию дополнить моментами, связанными с вопросами защиты прав собственности на бездокументарные ценные бумаги, поскольку в настоящее время в этой области существует законодательный пробел.
От размышлений к обсуждению вопроса реформаторов вернул вице-премьер Александр Жуков, настоятельно предложив все же определиться не только в целях, но и в сроках и в цифрах. Во-первых, в части капитализации российских компаний. Во-вторых, что же все-таки планируется достичь за два года.
- Хотелось бы надеяться в результате реализации стратегии на качественные изменения на финансовом рынке и существенную добавку к устойчивому росту экономики, - заметил Медведев. Но в целом докладом главы ФСФР правительство осталось довольно и одобрило Стратегию развития финансового рынка на 2006-2008 годы. Правда, предложив Олегу Вьюгину в течение месяца окончательно "дошлифовать" документ.