Но в затылок ему дышит, если судить по энтузиазму зала и журналистским рейтингам, "Дорога на Гуантанамо" англичанина Майкла Уинтерботтома.
По эмоциональному и политическому резонансу этот фильм сравнивают с провокационной лентой Майкла Мура "Фаренгейт 9/11", наделавшей много шума на Каннском фестивале 2004 года и ставшей его победительницей.
"Дорога на Гуантанамо" - подробная и жестко документированная реконструкция истории трех парней, афганцев по национальности и англичан по рождению, которые вскоре после нью-йоркской трагедии в сентябре 2001 года отправились из английского Триптона в Пакистан на свадьбу друга и вернулись только два с половиной года спустя, перетерпев унижения в американской тюрьме в Гуантанамо на Кубе: их приняли за террористов, заподозрили в связях с "Аль-Каидой" и самим бен Ладеном. Ребята стали известны под именем "Триптонская тройка".
Картина Уинтерботтома строится как цепь интервью с ними, которые перемежаются разыгранными, но снятыми под документ кадрами событий в лагере Дельта в Гуантанамо: бесконечные допросы, дутые доказательства, предъявляемые американскими военными и вызывающие в зале смех очевидной нелепостью, издевательства и унижение. Доказать их вину не удалось, и ребят освободили, хотя официального признания своей невиновности они ждут до сих пор. Взрывной резонанс фильма обусловлен выразительностью инцидента: обычные двадцатилетние парни оказались под подозрением только потому, что имеют восточную внешность, носят бороды и молятся своему богу. В истерии, возникшей после атаки террористов-смертников на башни Всемирного торгового центра, эти случайно угодившие под горячую руку парни стали козлами отпущения за преступления, которых не совершали. Над ними измываются, их унижают, не в силах поймать реальных заказчиков и исполнителей атаки 11 сентября на Манхэттен и мстя первым попавшимся. Мстя в слепом ожесточении, словно в этих троих сконцентрировано все зло "загадочного" Востока.
Реконструированные по рассказам этих ребят кадры вызывают, что называется, гнев и возмущение. Но тут же возникает вопрос о корректности приема. Тот же вопрос, который два года назад ставил под сомнение всю риторику "документального" фильма Майкла Мура, самой крупной и самой бесплодной провокации киноистории. Знать правду необходимо, кто спорит. Но уж очень кучно теперь ринулись на экраны фильмы, либо отвечающие Америке по нехитрому принципу "сам дурак", либо даже оправдывающие терроризм, возводящие его на пьедесталы героики и романтики (напомню фильм-комикс "V - значит вендетта", см. "РГ" за 16 февраля). Вот и теперь: мне показывают несчастных жертв американского произвола, меня хотят убедить в их непричастности к преступлениям против мира и человечности, а я не могу забыть и другие кадры (в отличие от этих не разыгранные актерами, а подлинные, документальные): такие же симпатичные и не причастные к преступлениям ребятки скачут от восторга, кричат "Мы победили!", наблюдая по телевизору прямую трансляцию гибели ни в чем не повинных людей в падающих башнях торгового центра.
А вспомнив эти кадры и сопоставив их с фильмом Уинтерботтома, не могу не сознаться, что документ впечатляет больше "реконструкции". Он напоминает о том, что все не так просто, как нам теперь хотят представить. Простая телетрансляция с места событий давала нам представление о глобальной сшибке двух идеологий, одна из которых поставила целью уничтожить другую, - это четко прописано в ее программе и ее религии. Эта программа заложена в головы миллионов, и она действует, объединяя пилотов-смертников со скачущими ребятишками у телеэкранов одной, но пламенной страстью. Эта программа делает сегодняшних ребятишек завтрашними живыми бомбами. Противостояние такого рода идей, по определению,не может быть бескровным - идет война на выживание.
Никогда не был сторонником теории "Лес рубят - щепки летят". Но знаю и то, что благодаря принятым Америкой упреждающим мерам все дальнейшие угрозы фанатиков остались угрозами и после 11 сентября 2001 года террористам в США пробиться не удалось. Если бы столь же эффективными были меры безопасности в Англии, Испании, Италии и России, не взрывались бы лондонские автобусы и метро, испанские поезда и российские школы. Вслед за режиссером Уинтерботтомом понимаю, что на месте триптонских страдальцев мог оказаться любой, у кого кожа, волосы и глаза потемнее. Но помню и о том, что любой мог оказаться среди погибших на Манхэттене. И если нас так плотно окружило зло, остается выбирать меньшее, третьего пути не дано.
И вот, выбирая, что важнее - жизнь и спокойствие миллионов или эти возмутительные страдания, пережитые "триптонской тройкой", - я думаю, что фильм Уинтерботтома, как и фильм Мура, пытается поставить людям, как лошадям, на глаза шоры. Он натравливает пациента на врача: врач делает больно и иногда способен ошибаться, но без него человек погибнет.
На пресс-конференции Уинтерботтом говорил, что хотел просто рассказать историю этих троих - не вообще историю, а именно эту. Иными словами, он выдирает трагическую одиссею "триптонской тройки" из контекста эпохи, переживаемой сейчас человечеством. Но это не лучший способ восстановить правду.
"Дорога на Гуантанамо" в марте пройдет по британскому ТВ, и Уинтерботтом рассчитывает на ее последующий кинотеатральный и видеопрокат. Картина сильно укрепит позиции жаждущих справедливости экстремистов всего мира и нанесет очередной точечный удар по позициям того, что зовут пусть небезгрешной, но цивилизацией. Ее успех на Берлинале мне кажется неизбежным - боюсь, она даже получит Золотого медведя. Ведь получил же его в Берлине Уинтерботтом три года назад - тоже за чистую политику и без всякого искусства в фильме об афганских беженцах "В этом мире". Но это успех той же природы, что постиг в Канне Майкла Мура с его монтажной фальшивкой. Не случайно студия, снимающая картины Уинтерботтома, выбрала себе название Revolution Films - "Революционные фильмы". Так поп Гапон звал народ под пули. И народ эти пули получил.