20.02.2006 02:00
Культура

В Музыкальном театре поставили комедию Шостаковича "Москва, Черемушки"

"Легкий" Шостакович к своему 100-летию
Текст:  Александр Дмитриев
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4001)
Читать на сайте RG.RU

Это произведение создано композитором в 1958 году, авторами либретто были известные эстрадные авторы Владимир Масс и Михаил Червинский.

В 1959 году состоялась премьера в Московском театре оперетты. Особо широкую популярность "Черемушкам" принесла экранизация, осуществленная на "Ленфильме". В картине режиссера Герберта Раппопорта снялись такие известные актеры, как Евгений Леонов, Геннадий Бортников, Василий Меркурьев, Сергей Филиппов.

Однако со временем единственная оперетта Шостаковича выпала из поля зрения российских театров. Сложилась парадоксальная ситуация - в последние годы "Черемушки" шли в Великобритании, Германии, США, Франции, Австрии, но были практически забыты в России. Премьера Музыкального театра имени Станиславского восстанавливает справедливость. Тем более что у театра с этим сочинением давние отношения: в 1997 году сразу несколько солистов театра приняли участие в записи "Черемушек" с дирижером Геннадием Рождественским.

Новая постановка была задумана как студенческая работа курса Александра Тителя и Игоря Ясуловича в РАТИ. Но аппетит приходит во время еды: теперь в спектакле есть два состава на главные роли - студенческий и театральный. "Ребята очень подружились во время работы, и им очень нравится играть вперемешку, когда студенты объединяются с молодежью театра", - говорит режиссер-постановщик Ирина Лычагина.

Отличительной чертой спектакля стал выбор музыкальной редакции. С одобрения Ирины Антоновны Шостакович была взята оркестровка английского композитора Джерарда Мак Берни, ученика Шостаковича. Версия Мак Берни сделана для камерного оркестра, что идеально подходит для условий малой сцены. Но дело не только в этом. "Это аранжировка-фарс, - полагает музыкальный руководитель постановки Мария Максимчук. - Многие мысли Шостаковича приобретают утрированный вид: с помощью специфической оркестровки и неожиданных исполнительских приемов образное содержание оперетты значительно заостряется. Это взгляд на расстоянии, по прошествии времени. Когда-то о хрущевках в Черемушках говорили с гордостью, теперь их сносят".

Таким взглядом издалека стал и весь спектакль. Смех над идеологическими нелепостями соседствует в нем с лирическими чувствами.

Театр