Как стало известно "РГ", во время встречи обсуждалась ситуация вокруг иракского "досье", посвященного наличию в этой стране оружия массового уничтожения (ОМУ). О подробностях состоявшихся переговоров рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Александр Яковенко.
Российская газета | Разве "досье" не было закрыто после того, как выяснилось, что иракцы не обладали оружием массового уничтожения?
Александр Яковенко | В свое время МАГАТЭ и ЮНМОВИК на основе соответствующих резолюций Совбеза ООН и по итогам своей работы в Ираке должны были доложить о наличии в этой стране оружия массового уничтожения. По словам бывшего в то время руководителем ЮНМОВИК Ханса Бликса, требовалось всего несколько месяцев для того, чтобы дать окончательный ответ. Но о том, как развивались события, мы хорошо знаем. США и Великобритания решили осуществить одностороннюю военную акцию в обход Совета Безопасности ООН.
Тем не менее формально в Совбезе этот вопрос так и не был закрыт. Поэтому сегодня необходимо еще раз вернуться к "разоруженческому досье" Ирака именно в рамках Совета Безопасности.
РГ | Американцы проводили поиски ОМУ, но в итоге ничего не нашли.
Яковенко | Действительно, в Ираке работала поисковая группа во главе с Чарльзом Дюльфером. После многомесячных изысканий она подготовила соответствующий доклад. Но, во-первых, этот документ не был опубликован. О его содержании известны лишь сведения, которые просочились в прессу. Причем нет уверенности, что обнародованная информация точно отражает результаты и выводы поисковой группы. Во-вторых, это доклад одной страны, которая к тому же сильно вовлечена в иракские дела. Совет Безопасности не может принимать свои решения на такой основе. ЮНМОВИК и МАГАТЭ должны еще раз проанализировать американские материалы и представить Совету свои заключения.
Хотел бы отметить, что американский доклад структурно значительно отличается от наработок ЮНМОВИК, а значит, потребуется сопоставление и сравнительный анализ данных. Кроме того, ЮНМОВИК и МАГАТЭ могут поставить вопрос о проведении ряда инспекций на месте, собеседований с иракскими учеными и других мероприятий. Для этого необходимо согласие нового иракского правительства, которое будет сформировано по итогам выборов в парламент, прошедших в декабре 2005 года.
В этом вопросе хотелось бы рассчитывать на сотрудничество со стороны Соединенных Штатов. Для этого от Вашингтона потребуется представление в ООН материалов американских поисковиков. Разумеется, не всех, а только имеющих непосредственное отношение к компетенции ЮНМОВИК и МАГАТЭ. После доклада этих структур, а также по итогам их возможных инспекций на иракские объекты Совет Безопасности должен принять резолюцию, где подведет итог деятельности ЮНМОВИК и МАГАТЭ в Ираке и зафиксирует завершение мандата этих организаций.
РГ | А каковы вообще критерии разоружения Ирака?
Яковенко | Такие критерии, разумеется, существуют. Что же касается задачи по разоружению Ирака, то она не исчерпывается физическим уничтожением отдельных компонентов оружия массового уничтожения и средств его доставки. Предусматривается долгосрочный контроль за иракскими объектами, который позволит предупредить осуществление программ, связанных с проектированием, развитием и производством ОМУ, поставит под контроль связанные с этим материалы, технологии и оборудование.
В нынешних условиях проблема с иракским ОМУ приобрела дополнительную остроту. Особенно с учетом военно-политической нестабильности в Ираке, где отсутствуют элементарные гарантии того, что опасные элементы не попадут в руки террористических организаций. Широко известны факты, когда такие компоненты вывозились за пределы Ирака в качестве лома.
РГ | Существуют ли ограничения в отношении поставок в Ирак каких-либо материалов?
Яковенко | Такие ограничения оговорены в соответствующих решениях Совета Безопасности. Причем они касаются не только материалов, но и технологий. Но этого мало. Ирак должен присоединиться к дополнительному протоколу Соглашения о гарантиях МАГАТЭ и к Конвенции о запрещении химоружия. Переговоры на этот счет ведутся, но пока безрезультатно.