В президентском проекте поставлена очень амбициозная и социально значимая задача: количество сдаваемых жилых метров к 2010 году нужно удвоить, доведя минимум до 80 миллионов в год. В эти дни ответственные чиновники вновь пытались проанализировать предпосылки к ее выполнению. О возможной "разбалансированности" ипотечной части программы и предлагаемых ею мер для увеличения строительства "РГ" писала уже неоднократно. Ипотеку предлагается стимулировать всячески. АИЖК, например, провело снижение процентной ставки по кредитам с начала нынешнего года и обещает уменьшить ее до 8 процентов годовых к концу следующего года. Эксперты не устают повторять: увеличение выданных ипотечных кредитов, не подкрепленное соответствующим ростом объемов строительства, чревато одной большой неприятностью - ростом цен на рынке новостроек (которые "потянут" за собой и вторичное жилье).
Правда, авторы проекта серьезно рассчитывают, что этот рост может обеспечить помощь регионам в подготовке площадок для нового строительства.
Но обнаружились и другие "подводные камни", о которые может споткнуться жилищная программа. Спикер Совфеда Сергей Миронов, в частности, обратил внимание на то, что новостройки распределены по стране крайне неравномерно: село постепенно вымирает, а города задыхаются от перенаселенности. Возникают проблемы, потому что они не могут расти вширь бесконечно. "Несмотря на огромную территорию нашей страны, мы тем не менее живем слишком скученно", - констатировал спикер. Правда, как решать эту фундаментальную в общем-то проблему, Миронов, похоже, не знает. Ясно, что пока не поднимется уровень жизни в российской глубинке, народ будет "утекать" в города, но прекратить этот процесс пока действительно невозможно. Та же мысль прозвучала у министра регионального развития Владимира Яковлева, когда в числе прочего обсуждалась программа переселения из ветхого жилья и с северных территорий. По мнению министра, увеличивающийся экономический разрыв между регионами только затрудняет положение.
Кроме того, проанализировав темпы строительства в 2004 и 2005 годах и оценив перспективы 2006-го, министр пришел к выводу, что в предложенные нацпроектом рамки строительная отрасль может и не уложиться. Яковлев жестко заявил, что низкие темпы строительства вообще могут сорвать выполнение национального проекта.
А нарастить объемы мешает не только недостаток площадок. Например, по мнению министра, имеются серьезные проблемы в производстве стройматериалов, в частности, цемента. Сейчас предельная мощность всех российских цементных заводов обеспечивает строительство 57-58 миллионов квадратных метров в год. Чтобы выйти на 80 миллионов, надо позаботиться, чтобы цемент был.
Правда, руководитель Росстроя Сергей Круглик настроен не так пессимистично. По его мнению, нет никаких препятствий к увеличению производства цемента, он приводил примеры областей, которые, увеличивая строительство, параллельно организовывали собственное цементное производство. А вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарев, в свою очередь, в одной из недавних дискуссий привел опыт Казахстана: там под строительство новой столицы сумели в очень сжатые сроки развернуть производство стройматериалов и теперь нацеливают свои мощности на соседние регионы России.
Владимир Яковлев указал еще на одно серьезное препятствие, о котором до недавнего времени мало кто говорил. Речь о недостатке энергомощностей - этим страдает Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и некоторые другие крупные города. Сюда же примыкает еще один дефицит - сточных сооружений, о расширении мощности которых многие градоначальники забыли, "сажая" новостройки на старые изношенные сети.
Наконец, и в Совете Федерации, и в минрегионе говорили о несовершенстве законодательной базы. Речь, например, идет о пресловутом законе о долевом участии в строительстве. Именно по этой схеме в последние годы в стране возводилось около 70 процентов жилья. Поэтому "бойкот", объявленный закону строителями, росту строительного рынка явно не способствует. Кроме того, как сообщил Владимир Яковлев на заседании коллегии, минрегиону предстоит в этом году разработать восемь федеральных законов, более 20 концепций законопроектов и более 30 правительственных нормативных актов.
Опрос |
64 процента россиян сегодня не удовлетворены работой жилищно-коммунальных служб, которые отвечают за эксплуатацию их домов.
- Можно предположить, что дело тут не только в снижении качества услуг, но и в постоянном росте тарифов, - предполагает социолог фонда "Общественное мнение" Анна Петрова, - платя больше, потребители предъявляют "коммунальщикам" более высокие требования.
В январе 2006 года плата за услуги ЖКХ выросла согласно данным опроса как минимум у 60 процентов россиян. При этом только 12 процентов опрошенных утверждают, что они платят столько же, сколько в декабре прошлого года, 18 процентов затрудняются с ответом, а 10 процентов вообще не имеют, по их словам, доступа к услугам ЖКХ, то есть не пользуются ничем, кроме электричества (на селе таких людей 22 процента, в малых городах - 10). Даже к моменту проведения опроса (11-12 февраля) далеко не все еще заплатили за январские услуги ЖКХ. Об этом свидетельствуют ответы "компетентных плательщиков" - тех, кто заявил, что именно они, а не другие члены семьи обычно оплачивают коммунальные услуги.
40 процентов опрошенных, заявивших, что в январе они платили больше, чем в декабре, отмечают, что это значительно ухудшило их материальное положение. 17 процентов говорят о незначительном ухудшении и лишь 3 сообщают, что рост тарифов никак не повлиял на уровень их благосостояния. 57 процентов опрошенных, признавших, что новые тарифы в той или иной мере сказались на их семейных бюджетах, попросили рассказать, что они собираются в связи с этим предпринять. 17 процентов россиян принимают перемены смиренно и ничего предпринимать не собираются ("буду уповать на Бога", "смирюсь и буду платить").