21.02.2006 04:00
Экономика

Правительство рассмотрит концепцию развития корпоративного законодательства

Правительство доработало концепцию корпоративного права
Текст:  Юлия Проскурякова
Российская Бизнес-газета - : №0 (544)
Читать на сайте RG.RU

В концепции выделены четыре основных направления совершенствования законодательства. Основное внимание уделено вопросам предотвращения и эффективного урегулирования корпоративных конфликтов. Противостоять корпоративным захватам, которых только в столице в прошлом году произошло больше сотни, минэкономразвития намерено путем совершенствования прежде всего процессуального законодательства. С этой целью одновременно с концепцией был подготовлен и представлен в правительство законопроект "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и некоторые другие акты законодательства РФ в целях совершенствования процедуры разрешения корпоративных споров".

Законопроект предлагает исключить "произвольную" подсудность как по территории, так и по подведомственности, устранить "противоречивость" принимаемых судебных решений. С этой целью даются четкие определения ранее обойденных вниманием правоведов понятий, например, что такое "корпоративный спор".

Территория рассмотрения корпоративных споров ограничивается местом нахождения компании-ответчика. А исками и заявлениями займется исключительно арбитражный суд по месту нахождения юридического лица. На заявителей и истцов налагается обязанность уведомлять о готовящемся или инициированном судебном разбирательстве. Серьезное развитие в концепции также получил институт коллективных исков, когда требования множества истцов объединяются в одно производство.

С целью воспрепятствовать затягиванию дел, вытекающих из корпоративных споров, уточняется правовое регулирование процедур обжалования решений органов управления организации, а также оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью. В законопроекте предусмотрено и сокращение сроков исковой давности при оспаривании корпоративных актов (решений общих собраний акционеров, участников, членов кооперативов, решений советов директоров и т.д.), а также актов государственной регистрации юридических лиц или изменений в их учредительные документы.

Значительная часть недобросовестных корпоративных захватов осуществляется с использованием процедуры внеочередного общего собрания, проводимого миноритарными акционерами. Сформированные ими "параллельные" органы управления компании обладают теми же полномочиями, что и "основные". Поэтому сразу же после проведения общего собрания в суды подается масса исков с обеих сторон. В решении этой проблемы авторы концепции основную роль отводят институту предварительного судебного контроля за проведением внеочередного общего собрания акционеров.

Сами разработчики законопроекта считают, что совершенствование процессуального законодательства хотя и повысит эффективность судебного производства в корпоративных спорах, но полностью проблему "человеческого фактора" не решит. Заведомо неправосудные решения принимаются нечестными судьями и указанные нормы, конечно, не смогут на сто процентов предотвратить использование судебных актов для корпоративных захватов. Кроме того, нельзя исключать возможность криминальных способов захватов бизнеса, в том числе с помощью подделки судебных актов.

Второе направление развития корпоративного законодательства - совершенствование корпоративного управления. В этой сфере усилия законодателей направлены на создание условий устойчивого роста капитализации и стабильности компаний, снижение остроты и вероятности возникновения конфликтов, повышение информационной прозрачности бизнеса.

С одной стороны, говорят разработчики концепции, менеджеры своими мошенническими действиями могут уменьшать стоимость имущества предприятия, и существующие меры привлечения их к ответственности за причиненные убытки будут неэффективны. С другой стороны, неквалифицированные управленцы могут нанести своим акционерам больший вред, чем украсть. В этой связи концепцией предлагается ввести меры эффективного корпоративного контроля. В том числе повысить роль и значение профессиональных требований, предъявляемых к органам контроля в системе управления хозяйственными обществами, сформировать работающий институт ответственности членов совета директоров и менеджмента за убытки, причиненные ими компании.

Еще одно направление концепции связано с регулированием организационно-правовых форм юридических лиц. Еще в ноябре прошлого года Госдума в первом чтении одобрила разработанный минэкономразвития законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", направленный на совершенствование законодательного регулирования ООО как формы ведения бизнеса.

Следующие шаги в этом направлении касаются акционерных обществ и некоммерческих организаций.

В случае с акционерными обществами предлагается отказаться от жесткого их деления на открытые и закрытые, ввести критерий "публичной" компании и в зависимости от этого установить дифференцированные режимы регулирования, защиты прав акционеров и раскрытия информации.

Такие меры разработчики концепции обосновывают необходимостью формирования более стройной и логичной системы организационно-правовых форм юридических лиц, а также желанием снизить издержки для акционерных обществ, по сути не являющихся публичными, но тем не менее обязанными соблюдать повышенные требования, предъявляемые законодательством к публичным компаниям. Минэкономразвития приводит следующие цифры, обусловливающие актуальность данных положений концепции. Сейчас на долю 42 АО, которые являются самыми крупными по объему капитализации, приходится 98 процентов общей стоимости компаний, которые котируются на организованных торговых площадках. Однако часть экспертного сообщества считает, что насущной необходимости именно таких изменений в организационных основах акционерных обществ нет, и что реализация этих предложений существенно не повлияет на ситуацию.

Четвертым направлением концепции стали предложения по реорганизации и функционированию интегрированных бизнес-структур.

Изменения в данной сфере коснутся процедур реорганизации юридических лиц, вопросов расширения "влияния" материнской компании, формирования института управляющей организации.

Так, предлагается исключить из законодательства презумпцию "невлияния" материнской компании и расширить примерный перечень случаев, когда основное общество признается имеющим право давать дочернему обществу обязательные указания.

Для предотвращения негативных последствий и улучшения корпоративного управления предлагается ввести ограничения на приобретение дочерними хозяйственными обществами акций основных обществ. На законодательном уровне могут быть установлены четкие допустимые пределы для такого перекрестного владения.

В части повышения эффективности использования понятия аффилированности авторы концепции предусматривают необходимость конкретизации перечня оснований аффилированности и разработку четких критериев отнесения тех или иных лиц к аффилированным лицам.

Бизнес Правительство