Дискуссию подогрели и последние неутешительные данные Росстата: в январе инфляция составила 2,4 процента, а за 13 дней февраля - 0,8 процента.
Однако, как сообщил "РГ" высокопоставленный чиновник в правительстве, финансовые власти страны понимают сложность момента. Именно поэтому в ближайшее время будет как уточнен сам план антиинфляционных мероприятий, так и продолжен поиск новых путей снижения роста цен. А минфину и Центробанку поручат принять "исчерпывающие меры, которые не позволяли бы инфляции расти такими высокими темпами". Ведь, судя по прогнозам, за два месяца она может превысить 3 процента.
Справедливости ради надо сказать: усилия, предпринятые в 2005 году, пока не дали особо существенных результатов. С этим, кстати, согласны и в правительстве. Но, как заметил наш источник, без них "мы бы сегодня имели инфляцию значительно выше". Конкретных цифр он называть не стал, лишь заметил, что с сентября 2005 года нефтяные компании пошли навстречу власти и заморозили цены на нефтепродукты. А бензин в то время дорожал буквально каждый день, поднимая цены на другие товары.
Чиновник напомнил, что в январе-феврале прошлого года ситуация складывалась примерно так же тревожно, как и сейчас.
И начиная с весны, премьер неоднократно давал поручения разработать комплекс мер, чтобы сбить негативную тенденцию и в 2006 год войти хотя бы с минимальным запасом прочности. Летом инфляции было посвящено специальное совещание у председателя правительства, в котором приняли участие представители минфина, минэкономразвития и Центробанка. Антиинфляционные меры действительно были разработаны и вошли отдельным "сюжетом" в среднесрочную программу. Потом все это снова улучшали, углубляли, конкретизировали, просчитывали ожидаемый эффект от каждого мероприятия. Затем "антиинфляционную программу" обсуждали на совещании у президента, который в основном одобрил намеченные меры. И наконец, было дано прямое поручение экономическим ведомствам предпринять все возможное, чтобы сбить рост цен. В итоге наступление на инфляцию пошло широким фронтом сразу по нескольким направлениям.
Первой мерой чиновник назвал снижение издержек "естественных монополий на основе анализа их финансовых планов и инвестиционных программ". Федеральная служба по тарифам вместе с минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой серьезно проанализировала все эти документы. Выяснилось, что у монополий есть резервы, которые позволяют снизить рост цен и тарифов на их услуги. Эта работа продолжается, однако, по словам нашего источника, пока прошло слишком мало времени, чтобы получить более яркий результат. Но в ближайшие месяцы она принесет свои плоды. Параллельно (и это вторая мера против инфляции) велась работа по сдерживанию роста тарифов на услуги ЖКХ. Напомним, что год назад в январе-феврале именно они дали толчок к раскручиванию инфляции. Но, как известно, в конце 2005 года законодательно закреплены как предельный уровень повышения тарифов и цен на товары и услуги коммунальных организаций, так и индекс изменения квартплаты. В 2006 году в среднем по регионам им "приказано" вырасти не более чем на 20 процентов.
Третья мера была связана с совершенствованием механизма квотирования импорта мяса и таможенно-тарифного регулирования продовольственной продукции. Вспомним, что в 2005 году были снижены ставки таможенных пошлин на говядину, поставляемую сверх квот, с 80 до 60 процентов, и на свинину - с 60 до 40 процентов. То есть практически в 1,5 раза. Кроме того, в ноябре увеличены квоты на поставку мяса. По словам чиновника, именно эти меры дали существенный эффект: рост цены на мясную продукцию удалось сбить. Так, во втором полугодии 2005 года он снизился до 5,7 процента против 16,8 процента в первом полугодии. А в ноябре-декабре цены на мясо птицы упали на 3,2 процента, тогда как в январе-феврале они поднялись на 22 процента.
Четвертая мера связана со стимулированием производства и реализации отечественной сельскохозяйственной продукции. Как известно, начал воплощаться в жизнь национальный проект развития АПК. Пока о его влиянии на инфляцию говорить рано, заметил чиновник. Но здесь надо учесть, что в 2006 году намечено существенное повышение зарплат бюджетникам и, чтобы это благое дело не обернулось инфляцией, людям надо предложить достаточное количество разнообразных товаров, в том числе и продовольственных. Совершенно очевидно, что небогатые бюджетники вряд ли прибавку к заплате отложат про запас в накопления, все эти деньги пойдут на потребление - здесь и сейчас.
Пятая антиинфляционная мера связана с развитием механизма закупок сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд. Законом определен порядок, который предусматривает размещение заказов на товарных биржах. Что касается шестой меры, то здесь речь идет об уточнении порядка установления экспортных пошлин на нефть. Сначала предлагалось, чтобы они менялись ежемесячно, но в октябре прошлого года принято решение, что делать это нецелесообразно. И наконец, седьмая мера касается ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По этой позиции будет разработан специальный закон. Суть его в том, сказал чиновник, чтобы повысить эффективность добычи полезных ископаемых на действующих месторождениях и стимулировать разработку новых. Для этого придется изменить порядок исчисления НДПИ: например, ввести критерий "выработанности" старых месторождений и предусмотреть "налоговые каникулы" на освоении новых участков. Кроме того, планируется установить поправочные коэффициенты при расчете НДПИ, которые будут стимулировать повышение качества российской нефти.
И в продолжение темы чиновник рассказал о ситуации, которая складывается сегодня вокруг Стабилизационного фонда. О том, что его средства второй год лежат мертвым грузом и обесцениваются вместе с ростом инфляции, говорили и писали много. Не раз с критикой минфина выступал председатель Счетной палаты Сергей Степашин и даже представил президенту специальный доклад по Стабфонду. Как сказал наш источник в правительстве, недавно минфин действительно внес в правительство проект нового постановления об использовании средств Стабфонда. Но, по его словам, оно мало чем отличается от предыдущего, которое, кстати, давно вступило в действие, но так и не заработало. Есть две главные претензии к разработкам министерства. Первая связана с тем, что предложенные меры, по мнению экспертов, малоэффективны. В ближайшее время средства Стабфонда могут достичь 100 миллиардов долларов, но намеченная схема их инвестирования в долговые обязательства иностранных государств, по словам чиновника, может принести отрицательный результат. Доходность этих бумаг не так чтобы велика, а рубль продолжает укрепляться. "Достаточно сопоставить эти два показателя, - сказал источник, - и не надо быть провидцем, чтобы все понять". Судя по всему, не всех в правительстве устраивает и передача средств Стабфонда под управление Центробанка, как это предлагает минфин. Хотя именно на этом, если вспомнить, настаивал Сергей Степашин. Суть "кульбита" в том, что сейчас деньги Стабфонда находятся в собственности государства. И если разместить их за рубежом, есть опасность, что на них может "наложить лапу" некто вроде "НОГИ". После передачи средств Стабфонда ЦБ ситуация в корне изменится. Кажется, минфин выполнил условие и нашел, каким образом снизить существующие сегодня риски. Но дело в том, что правительственные эксперты не уверены, что ЦБ сможет эффективно справиться с новой задачей, поскольку никогда не имел дела с ценными бумагами. По их мнению, надо найти или создать специальную управляющую компанию, которая бы и занялась "трудоустройством" денег Стабфонда. Минфину, как сказал наш источник, поручили еще раз все продумать и через месяц внести новые предложения. Если же министерство будет настаивать на своем сценарии инвестирования средств Стабфонда, то от него потребуют детального просчета всех последствий. А там, сказал чиновник, будет общество решать, устраивает ли его такая ситуация. Корреспондент "РГ" не удержалась от вопроса: "Каким же образом общество сможет это сделать?" На что был получен ответ: "Пусть развернется широкая дискуссия в прессе". Но хочется верить, что профессионалы все-таки сами смогут найти приемлемое решение и уберегут Стабфонд от еще одного года потерь.