Российская пара Татьяна Навка и Роман Костомаров, получившие в январе 2006-го пятый по счету титул европейских чемпионов, не скрывали, что в олимпийском Турине собирались бороться только за первое место.
Любопытно, что четыре года назад, на Играх в Солт-Лейк-Сити, Татьяна и Роман стали только десятыми и о пьедестале даже не помышляли.
Перед заключительным видом программы Навка и Костомаров на 1,38 балла опережали американский дуэт Танит Белбин - Бенджамина Агосто и на 2,59 - украинскую пару Елену Грушину - Руслана Гончарова. Остальные отстали на расстояние одного эффектного элемента. Перед произвольной программой Татьяна Навка согласилась дать свою оценку происходящему корреспонденту "РГ".
Российская газета | Ничего подобного в танцах на льду не было - столько падений среди фаворитов. С чем это связано?
Татьяна Навка | Олимпиада. Волнение. Я слышала, что много говорили о каких-то судейских предпочтениях, о том, что итальянской паре обязательно отдадут победу, но арбитры, на мой взгляд, работают четко и оценки свои ставят по делу. Понимаете, в нашем виде любая оплошность заметна и строго карается. Если откатал чисто, имеешь право на хороший результат, ну а коли ошибся - сам виноват. Жалеть арбитры не будут.
РГ | А у вас не было страха, что можете тоже допустить ошибку?
Навка | Когда откатали программу, было ощущение, что с души упал камень. После первого проката мы видели, что многие судьи отдали первое место нам, но равные оценки почему-то трактовались не в нашу пользу. После этого было тяжело собраться, не могла спокойно заснуть. Но я сконцентрировалась, и мы добились своей цели - вышли в лидеры.
РГ | Насколько реальна золотая медаль для вас с Романом?
Навка | Ну вот, вы снова... Говорить о высшей ступеньке пьедестала за несколько часов до выступления рискованно. Мы, что скрывать, очень об этом мечтаем. Но, помимо нас, сюда приехало множество сильных соперников, у которых такие же устремления. Другое дело, что мы с Романом чувствуем свое превосходство над другими дуэтами. Мы объективно действительно сильнее, но Олимпиада совершенно не похожий на все остальные турнир, поэтому здесь может произойти все что угодно.
РГ | Назовите слагаемые успеха.
Навка | В фигурном катании появилось много сложных элементов, которые мы обязаны выполнять, чтобы получить высокие баллы. Из-за этого возникает большое психологическое напряжение при исполнении этих элементов. Наша задача - совместить образ и элементы таким образом, чтобы получилась не просто спортивная программа, а произведение. Совокупность этих моментов и дает итоговый результат, медали, славу, если хотите.
РГ | По силам ли России выиграть все виды фигурного катания?
Навка | Я не вижу причин, которые этому мешали бы. Если спортсмен готов лучше других, имеет в арсенале хорошую технику, ему сопутствует удача, то он должен стать первым. Женя Плющенко - лучший пример. Он вышел и с первых шагов показал всему миру, кто является первым номером.
РГ | О танцах на льду сложилось мнение, что это довольно легкий вид фигурного катания. Вы согласны?
Навка | На этот вопрос я всегда говорю одно и то же. Однажды в детстве наступил момент, когда тренер сказал, что мне надо перейти в танцы. Я плакала, переживала по этому поводу - тогда считалось, что тех, кто не умеет прыгать, отправляют в танцы на льду, как в спорт для инвалидов. Но, попав в танцы, я поняла, насколько это интересный и многогранный вид. А сейчас особенно. С появлением новых элементов я вообще не могу сказать, что танцы - это легко. Это очень сложный вид фигурного катания. А тем, кто говорит, что это просто... Вот вы попробуйте выйти на лед и станцевать. После этого и поговорим.