Но если бы сегодня, хотя бы в честь своего семидесятилетия, Владимир Иосифович задумался над продолжением книги, то он смело бы мог назвать ее "Россия в лесах". Московские строители давно шагнули за пределы МКАД, превратив в стройплощадки еще 50 регионов страны. О том, что построил уже и что еще мечтает построить Ресин, шел разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" в канун его юбилея.
Я - оптимист
Российская газета | Владимир Иосифович! Вы рады тому, что в столице наконец-то потеплело?
Владимир Ресин | Еще бы! У нас же почти 70 процентов мощностей стройкомплекса простаивало во время холодов. Морозы стояли такие, что невозможно было вести монтажные и земляные работы. Земля и сейчас еще скована. Можно было бы, конечно, что-то делать в помещениях, но ведь все взаимосвязано. Какой смысл делать детали, захламлять ими цеха и склады, если монтировать нельзя? Поэтому сейчас надо наверстывать упущенное время. Иначе сорвем графики.
РГ | Но у хитрого Ресина, говорят, всегда есть задел. Вот и в новогодние каникулы, когда страна отдыхала, строители, говорят, работали. Это правда?
Ресин | Правда. Только хитрость тут дурная. Мы действительно работали. И это в самом деле поможет преодолеть отставание. И все-таки для того, чтобы выполнить программу первого квартала, усилий придется приложить немало. Но я - оптимист по натуре и верю, что справимся.
РГ | Вам еще пришлось заниматься и помощью замерзающему украинскому Алчевску. Но по СМИ проходила информация, что якобы губернатор Луганской области, к которой относится этот городок, по фамилии Москаль отказывался от помощи москвичей...
Ресин | Вранье все это. Знаю, что губернатор благодарил Юрия Михайловича Лужкова за поддержку. У нас с этой областью самые тесные контакты. Да и в Москве украинцев немало работает, порой и не поймешь, кто какой крови. Например, мой заместитель Константин Королевский родом из Луганска, там и сейчас живут его родители и сестра. Такое слияние русских и украинцев - это и есть реальность, а все остальное - вроде Майдана, это от лукавого. Поэтому мы и помочь Алчевску постарались от души. Отправили 40 тепловых пушек, с помощью которых мы спасли системы теплоснабжения в немалом количестве жилых домов в Москве. Тепла от такой пушки, подаваемого под давлением, хватает, чтобы прогреть целый подъезд 16-этажного дома, пока идут работы по устранению аварии. Комплекс социальной защиты во главе с Людмилой Ивановной Швецовой организовал гуманитарную помощь - одеялами, теплой одеждой и так далее. В общем, помогали как родным.
Готов поставить памятник пятиэтажке. Последней
РГ | Утверждение классика о том, что москвичей испортил квартирный вопрос, похоже, никак не стареет. Москва ежегодно строит миллионы квадратных метров жилья, а его все мало и мало.
Ресин | В прошлом году Москва построила свыше 5 миллионов 200 тысяч квадратных метров квартир. А если учесть еще те 2 миллиона квадратных метров, за которые отчитывается руководство Московской области, то получается уже около 7 с лишним миллионов. А как их не считать? Ведь построены они руками московских строителей из стройматериалов, изготовленных столичными комбинатами, и на земле, купленной москвичами у области.
РГ | Вот только непонятно, радоваться или огорчаться этим ушедшим из столицы квартирам.
Ресин | Конечно же, радоваться! Посмотрите на города Одинцово, Красногорск, Лобню... Прекрасные дома там построила Москва - и индустриальных серий, и по индивидуальным проектам. Это важно и для самой столицы. Ведь какой бы красавицей она ни была, но как любая жемчужина нуждается в достойном ожерелье в виде окружающих ее городов-спутников. Да и москвичей, предпочитающих жить поближе к природе, в Подмосковье, становится все больше.
РГ | Речь о другом. Новостройки ушли из Москвы. А в самой Москве в это время, как утверждают эксперты, спрос на жилье на 40 процентов теперь больше предложения. То есть жители столицы столкнутся с дефицитом при покупке квартиры?
Ресин | Сплетни это, а не оценки экспертов. Спрос москвичей мы удовлетворяем, это я могу сказать твердо, так как, по данным Департамента муниципального жилья, из построенных квартир они покупают лишь половину, а вторую половину - иногородние, представители из всех регионов. Но Москва и на этот процесс влияет, развивая строительство жилья в 50 городах России и 10 странах зарубежья. Центральный федеральный округ благодаря этому сотрудничеству уже тоже, как и Москва, стоит весь в строительных лесах. Вся Россия к этому движется.
РГ | Вот еще бы цены снизить. Вы же не можете отрицать, что для большинства людей они просто неподъемные.
Ресин | Меня всегда удивлял наш менталитет. Вместо того чтобы поднять уровень жизни на местах и тем самым снизить поток желающих перебраться в Москву, чтобы иметь возможность зарабатывать, мы виним цены на жилье. Не бывает такого, чтобы продукты питания были европейскими, одежда - европейской, тарифы на ЖКХ - тоже европейскими, а зарплата бы продолжала оставаться советской. При том, что жилье, медицина, образование фактически являются уже платными. Прав Владимир Владимирович Путин, когда старается поднять зарплату прежде всего там, где дальше с ней идти уже некуда - участковым врачам, учителям... Будут у людей приличные доходы, и квартира перестанет быть несбыточной мечтой. Возьмите наш стройкомплекс. Зарплата здорово выросла у всех - и у рабочих, и у линейного персонала, и у специалистов. Проектировщики, например, получают и по 2 тысячи долларов в месяц, а получали по 120 рублей. Любой прием у меня кончался и начинался одним и тем же вопросом: квартиру, квартиру...А теперь за жильем мало кто из строителей приходит: кому надо, идут и покупают.
РГ | Давайте поставим вопрос иначе. Себестоимость жилья можно снизить?
Ресин | На днях с Юрием Михайловичем Лужковым мы обсуждали программу строительства жилья для военных - он должен был идти с докладом к президенту. Мэр говорит: "Что-то себестоимость слишком высока. Была 400 долларов за квадратный метр, а теперь - около 800. В два раза выросла за десять лет". А как не вырасти, если в разы подорожало все - электричество, цемент, рабочие руки, наконец? А 30-50-процентная нагрузка, которую город дает инвесторам на сооружение инженерии и соцкультбыта? Это же тоже дает рост себестоимости.
Но влиять на замедление роста себестоимости можно и нужно. Прежде всего за счет внедрения современных технологий, новых отечественных материалов и оптимизации закупок.
РГ | По оценкам экспертов, лишь за январь цены на жилье подскочили на 4,5 процента. Это до какого же уровня они поднимутся к концу года?
Ресин | Думаю, что в рамках инфляции. Но не до 3 тысяч долларов за квадратный метр в индустриальных домах, как некоторые предсказывают.
РГ | Может быть, москвичам скидки какие-то давать и таким образом сдерживать рост цен?
Ресин | Это предложение уже на грани с Уголовным кодексом. Нельзя людей делить ни по месту жительства, ни по национальности, ни по какому другому признаку. Иначе на строителей в суд подадут. У кого деньги есть - тот и покупает, поэтому рынок называется.
РГ | Скажите честно, Владимир Иосифович, неужели правда в Москве еще есть бесплатное жилье? Хотя столичные власти то и дело говорят о нем, что-то верится с трудом (Анна Железцова, Пермь).
Ресин | В 2006 году в Москве, как и в прежние годы, будет строиться социальное жилье для очередников префектур, молодых семей, переселенцев из ветхих домов и снесенных пятиэтажек. Его будет построено почти 1,9 млн. кв. м, на 300 тысяч квадратных метров больше, чем в прошлом году.
РГ | Недавно весь мир на примере Франции имел возможность наблюдать, к чему может привести строительство того самого социального жилья, о котором вы упомянули. Не опасаетесь, что может повториться и в Москве то, что случилось в пригородах Парижа? Там власти поняли, что случившееся - прежде всего результат диких промашек социальной политики при возведении социального жилья, которое возводилось нередко в чистом поле, без нормальных коммуникаций - типа современного гетто. В общем, вроде наших "хрущоб", к тому же построенных в отрыве от цивилизации.
Ресин | Уверен, что нам это не грозит. Хотя бы потому, что московское социальное жилье отличается только тем, что те, кто в нем острее всего нуждается, получают его бесплатно. Но те же самые квартиры и нередко в тех же самых домах и в тех же районах продаются и на рынке. Например, в Солнцево - по 1800 долларов за квадратный метр. В Москве гетто нет и не предвидится.
РГ | Но ведь планировали же как-то начать строить дома-"малолитражки" - с крошечными кухнями, маленькими комнатками...Своего рода муравейники для тех, у кого на большее нет денег.
Ресин | Эту идею давно похоронили. И знаете почему? Выяснилось, что себестоимость квадратного метра на человека в таких домах получается еще дороже, чем в обычных.
РГ | А как обстоят дела со сносом пятиэтажек?
Ресин | Идем по графику. В Центральном и Южном округах уже практически закончили. Скоро будем сносить там последние "хрущобы".
РГ | Может, оставите хоть одну - как памятник времени?
Ресин | Одну, может быть, оставим. Только дай бог, чтобы жить в ней не пришлось ни мне, ни вам.
РГ | Почему бы не передать ее для отселения злостных неплательщиков?
Ресин | И им такого не желаю. Я вообще думаю, что когда у нас будут нормальные зарплаты, то и неплательщиков не будет.
РГ | "Как жена Героя Советского Союза, инвалида Отечественной войны хочу поблагодарить Владимира Иосифовича Ресина за помощь", - прислала письмо в "РГ" Н. Карматская.
Ресин | Помог чем мог. Как иначе, если у женщины умер муж?
Наши предки были не дураками
РГ | Владимир Иосифович! Список трагедий после "Трансвааля" в Ясенево в мире пополняется. Немало жертв погребено и под крышей спорткомплекса в Польше. Москва чему-то научилась на этих горьких уроках?
Ресин | Конечно же. И с точки зрения проектирования и контроля за строительством, и приемки объекта в строй, и его эксплуатации. Я считаю, что надо все время помнить о том, что мы - зимняя страна, и учитывать это при любом строительстве. Наши предки были не дураками, когда старались везде побольше колонн ставить. Заказчики же у нас, экономя на затратах, старались помещения делать, похожие на футбольные поля. Нет, пусть уж здание будет не такое красивое, но зато простоит века. Вне зависимости от того, выпал снег на крышу или не выпал.
РГ | Юрий Лужков в статье "В ожидании предсказанной катастрофы", опубликованной в "РГ", высказал серьезную озабоченность по поводу предстоящей отмены в стране лицензирования и госэкспертизы - как это скажется на качестве строительства.
Ресин | К счастью, голос мэра был услышан и здравый смысл восторжествовал.
РГ | Но вопросов меньше не стало. Чуть ли не каждый день слышишь: то там дом рухнул, то там строители погибли. Может быть, все дело в том, кто эти строители? Был когда-то в Москве профессиональный коллектив, который в начале девяностых распался, и теперь берут на стройки кого ни попадя - молдаван, выходцев из Средней Азии... Почему это происходит?
Ресин | Я не выдвиженец перестройки, такую же должность занимал и при советской власти. Так что можете поверить, что ситуацию на городских стройплощадках знаю не по слухам. В советские времена у нас работали 500 тысяч человек, причем очень большое количество лимитчиков со всего Советского Союза. Работа тяжелая, жители столицы не очень-то шли на нее. Сейчас на городских стройках работает миллион строителей, то есть ровно вдвое больше. Строят столько, сколько прежде и не снилось. Число же несчастных случаев уменьшилось настолько, что даже сравнивать трудно. Но и этого быть не должно. Гибель человека на производстве - всегда большая трагедия. Чтобы хоть как-то смягчить удар для семьи, мы теперь ей приличную помощь оказываем. И качество самого строительства тоже несоизмеримо выросло.
Кто же, спрашивается, в наши дни строит Москву? В основном - москвичи и жители Подмосковья, а также близлежащих областей Центральной России. Приезжих осталось не больше 5 процентов. Есть среди них и из ближнего зарубежья. Но украинцев, например, почти не осталось, уехали домой строить, хотя я о них жалею. Дай бог, чтобы все умели так строить, причем кем бы ни работали - монтажниками, бетонщиками или шахтерами. Блестящие строители и белорусы, у них сейчас тоже есть дома дела, республика строится. В этом году в моем родном Минске (родился-то я там) появится еще одна стройплощадка - Москва начнет строительство Московского района. Узбеки всегда умели работать с камнем, армяне - отличные отделочники...
Бич-то не в приезжих, не в приезжающих строить Москву, а в нас. Уедут они домой - дай бог здоровья им там. Будут работать здесь - тоже хорошо. Но не надо хватать человека с улицы и сразу совать ему в руки лопату. Нужен работник? Устрой его сначала в общежитие, организуй обучение и только потом посылай на стройплощадку. Вот о чем мы недавно говорили на совместном заседании департаментов строительства и образования.
РГ | На последней пресс-конференции вы пообещали в этом году построить сто детских садиков. Разве это возможно? До сих пор Москва строила впятеро меньше за год.
Ресин | Надо обязательно построить и вернуть москвичам все, что потерял город в ходе приватизации. Детские сады строятся сейчас по недавно разработанному великолепному проекту, с благоустройством прилегающей территории.
РГ | А как идет реконструкция усадьбы в Царицыне?
Ресин | Были разногласия с рядом архитекторов и искусствоведов по поводу того, как восстанавливать заброшенный дворец, который полностью в соответствии с замыслами не был достроен ни одним из архитекторов - ни Казаковым, ни Баженовым. Я думаю, что Царицыно, когда к 2007 году мы приведем его в порядок, станет любимым местом тысяч москвичей. А по красоте оно, может быть, перегонит даже Петергоф.
РГ | Но реставрацию вынуждены были остановить в связи с экспертизой проекта?
Ресин | Экспертиза нас поддержала, и работы возобновлены.
РГ | Много было конфликтов и вокруг сноса гостиницы "Москва". Скоро ее достроят?
Ресин | В 2007 году. У меня перед ней особый долг - ведь именно с этой гостиницы начиналась московская жизнь моей семьи, когда меня еще малышом родители привезли из Минска в Москву.
РГ | Вы строите Москву почти полвека. Есть ли среди множества строек главная?
Ресин | Это, конечно же, храм Христа Спасителя. Я даже задним числом сейчас не могу понять, как это можно было восстановить его всего за пять лет. Мне кажется, что с точки зрения духовности, веры и даже отношения людей друг к другу храм произвел настоящую революцию: кто-то давал деньги, кто-то - мрамор, кто-то - золото на крышу. Каждый старался внести свою лепту. А Его Святейшеству Алексию II я бы поставил памятник при жизни. Он и помимо храма столько церквей восстановил. За сравнительно короткий период - больше, чем его предшественники за сотни лет.
РГ | Ну, а для себя-то вы что-нибудь построили в этой жизни?
Ресин | Здание департамента. Очень приличным получилось.
РГ | А свой дом, дачу?
Ресин | Квартира у меня находится в том же доме, что мы построили для первого президента России, по Осеннему бульвару, из долгостроя, предназначавшегося когда-то для работников Минздрава СССР. Ну а на даче главный не я, там у меня жена заправляет.