Огромный зал старинного строения был забит до отказа. И какими людьми! Писатели Анатолий Найман и Людмила Улицкая, кинорежиссер Вадим Абдрашитов, книжный дизайнер Аркадий Троянкер, фотограф Клавихо-Телепнев, студенты, профессора, коллеги и друзья знаменитого художника книги Бориса Трофимова (род. в 1940) пришли на открытие его персональной выставки. Ее название, как и название вышедшего к выставке альбома, - "When I"m Sixty-Five" - это парафраз любимой Борисом Трофимовым знаменитой битловской песни "Когда мне будет 64". Когда-то этот возраст казался запредельным. Сегодня, несмотря на поредевшую шевелюру, внуков, множество регалий, достижений, учеников, выставка Трофимова производит впечатление изысканной провокации, мастерского совершенства, бесконечно живого артистизма.
Чтобы сразу вспомнили его работы, назову только созданный им фирменный стиль издательства "Книга" на рубеже 1980-1990-х годов, когда краткий глоток интеллигентской свободы еще не был удушен делящими собственность мародерами. Ну а невероятная книга "Судьба Онегина", изданная в 2001 году при поддержке Фонда Сороса! Там Онегин в уходящей перспективе 10-й главы пережил не только 1825 и 1837 годы, но и первую мировую, и 1917-й, служил в красной и в белой армиях, застал первые партийные чистки. Надо видеть эти картинки, этот дизайн российской смены декораций в жизни человека, знающего, что такое самостояние. А дизайн роскошного "Века русского книжного искусства", сделанного "Вагриусом" на экспорт для Парижской книжной ярмарки 2005 года! А пиктограммы к московской Олимпиаде 1980 года, одним из авторов которых был Борис Трофимов. Легко присоединить к этому ряду оформление серии книг Анатолия Наймана, том сочинений Юлия Даниэля, "Очерки по истории вселенской православной церкви", книги Евфросинии Керсновской, Риммы Казаковой, Александра Гениса...
Каллиграфические композиции Бориса Трофимова на темы любимых писателей - это особый, завершенный вид графики, естественно выросший из всего его творчества. Вообще, ощущение, что художник творит что хочет, словно играя и естественно дыша, - следствие отточенного мастерства. Поэтому, что бы он ни делал, это поражает неожиданностью и точностью решений. Не зря его называют аристократом дизайна. Работы Трофимова последних лет становятся все более многослойными, полифоничными, органично вбирая в себя весь лексикон мировой культуры. При этом странный парадокс, они все более легки, радостны и непринужденны. Что называется, сделаны на одном дыхании.
Основатель "Футура Клуба", один из учредителей и президент Академии графического дизайна, руководитель мастерской в Высшей академической школе графического дизайна, Борис Трофимов сеет разумное, доброе, вечное именно потому, что обладает им. Зажегши свечу, не ставят ее под спудом. И то, как легко и играючи художник перешел из советских рукодельных книжных времен во времена компьютерные, - тоже характерно для Бориса Трофимова. Здесь дело в самом строе личности, не приемлющей любую вторичность, лицемерие и фарисейство в желании угодить не сути и свету, а тому, что не тонет, всплывая при каждом российском раскладе. Гармония золотого сечения, достигаемая художником, это внутреннее состояние. Поэтому и жить ему легко, хотя практически невозможно.
Выставка Бориса Трофимова, проходящая в Музее архитектуры в рамках Московской биеннале графического дизайна "Золотая пчела 7", открыта до 20 марта 2006 года. А 3, 10 и 16 марта состоятся мастер-классы художника.