25.02.2006 02:30
Экономика

В Москве производят бумагу по средневековым технологиям

Остались корреспонденты "РГ" после посещения маленького бумажного заводика
Текст:  Игорь Абраменко Владимир Баршев Александр Зеленков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4004)
Читать на сайте RG.RU

 На предприятие, работающее по средневековым технологиям, мы и отправились. Интересно же самому своими руками сделать лист бумаги, точно такой, на котором мог бы печатать свои труды Иван Федоров. А в качестве исходного сырья мы прихватили с собой отслужившие свое белые джинсы - мечту Великого комбинатора.

Небольшое и довольно прохладное помещение частного предприятия недалеко от метро "Фили". На улице -20 градусов, внутри - около +10. Поэтому труженики производства "хенд-мейд" предлагают нам не раздеваться. Сами рабочие работают в куртках, джемперах, телогрейках... Тем не менее мы разоблачаемся: это для них работа, а для нас чистое любопытство. Ну действительно интересно, как из белых джинсов, которые мы принесли с собой, получится тот самый предмет, за которым мы приехали,- тот самый бумажный лист, который все привыкли видеть в принтере или ксероксе. Правда, не совсем простой.

Для начала знакомство с процессом сугубо визуальное. Один из мастеров отжимает на валике массу желтого цвета. Как пирожки выпекает: отформовал, выложил из формы - только печи не хватает и скалки. Последнюю операцию заменяет пресс.

Суть процесса изготовления бумаги проста как дважды два. Берется сырье - им может быть любой волокнистый материал, поддающийся помолу. Потом оно мелется в мельнице, совать руку в которую не рекомендует никто - ножи там как зубы у акулы. Опосля все то, что получилось, еще разбавляется в чане водой с добавкой связующих и красящих веществ. А затем мастер берет в руки сито и черпает из чана эту массу. Вода сливается, и на сетке остается слой волокон. Его прессуют, сушат, дают отлежаться между двух твердых и гладких пластин и "вуаля" - готово. Но, как и везде, "дьявол кроется в мелочах".

- Когда мы показываем нашу бумагу профессиональным бумажникам, они удивляются, как нам удалось ее сделать, - говорит нам Алексей, один из главных составителей рецептов бумаги на этом предприятии. - Они разлагают ее на атомы и понимают, что из этих атомов сложить то, что мы в итоге сделали, невозможно. Причем мы не всегда сами знаем, как у нас получился тот или иной рецепт. Процесс замеса нового сорта бумаги - шаманство.

Но обо всем по порядку. Мы же не процесс приехали исследовать, а конкретные штаны в бумагу превращать! Итак, приступаем к измельчению джинсов. Для начала обыкновенными ножницами легким движением руки брюки превращаем в строганину: кипу квадратных лоскутов пять на пять сантиметров. Можно мельче. Но это не суть. Мастера предупреждают, чтобы все швы были вырезаны, а то мельница - она же на профессиональном сленге "ролл" - начнет так реветь, что всем придется в коридор выходить. Вырезаем швы. На самом деле занятие увлекательное: когда еще в своей жизни так вот, ножницами, по 501-му "Левису", да еще квадратиками пять на пять... И вот сырье готово. Кстати, исходником для бумажного листа могут стать не только джинсы. Поначалу, когда производство только открывалось, на изготовление бумаги шли футболки, всякое хлопчатобумажное утильсырье: трусы, носки, майки. Потом процесс начали усложнять. В дело пошли и не совсем обычные материалы для производства этого продукта. Варвара Дмитриева, руководитель этого производства, жалуется, что ей до сих пор жаль любимый свитер, отправившийся в чан в качестве "подопытного кролика". Единственное, чем она утешает себя, - это надежда на то, что бумага, изготовленная из него, где-то еще существует. Сейчас в производстве основное сырье - хлопок. Кстати, как утверждают сами бумажники, лучшее сырье для производства - это картонный лоток для яиц. Помните, были такие в советских магазинах? Да и сейчас встречаются, правда, редко. Может, все на бумагу пошли?

Порезанные джинсы отправляются в ролл. Это такая своеобразная мельница, перерабатывающая машина. Она "драконит" буквально все, что в нее свалилось, "в крупу". Волокон не остается. Густая жижа чистого исходного продукта. В данном случае хлопка с добавлением целлюлозы. На руку берешь - каша кашей. Жидкая манка. Даже больше похоже на только что размешанный крахмал, еще не успевший впитать всей жидкости... И вот это были джинсы? И вот из этого будет бумага? Как говорил в свое время Станиславский и как повторяют милиционеры до сих пор: "Не верю!"

И тем не менее джинсы помолоты буквально в труху. После чего массу, полученную из них, переливают в чан. Туда добавляют уже всякой химии: клеи, загустители, туда же вбухиваются ведра всяких других составляющих, например, опилок, нитяные обрезки, всякий прочий мусор, в зависимости от рецепта, по которому данная бумага должна быть изготовлена. О, если б знали, из какого сора... Скажем, в нашем присутствии в одном из чанов бурлила масса небесно-голубого цвета, в которой плавали маленькие блестки-звездочки. Кстати, и открытки из этой массы потом сделали в виде звезд.

Потом одного из нас мастер вооружает ситом. Это главный инструмент созидания на готовом листе бумаги водяных знаков.

- Водяной знак образуется участками бумаги с плотностью, отличающейся от остального листа, - продолжает посвящать нас в тайны бумажного ремесла Алексей. - А достигается эта разность рельефом на сетке сита.

Он демонстрирует нам лист бумаги. Лист как лист. Слегка похож на оберточную бумагу. Но если посмотреть его на просвет, то увидишь чудо. В его толще спряталась... Мадонна с младенцем. Тончайшая игра полутонов передает малейшие детали изображения и придает рисунку объем. Кажется, что ты смотришь голографию.

- Это тоже водяной знак, - поясняет, насладившись нашим изумлением, Алексей. - Он демонстрирует сито, с помощью которого был сделан этот рисунок. На его поверхности отчеканена рельефная копия только что увиденной картинки.

- Раньше это делалось вручную, - рассказывает наш наставник. - Сейчас для этого используются современные цифровые технологии. Поэтому изготовление сетки занимает меньше дня. А если делать ее вручную, понадобятся 22 китайца и два дня.

В зависимости от того, как держать сито, можно получить два вида водяных знаков. Если выпуклостью вверх, то знак получится светлый. Если выпуклостью вниз - темный. Вообще производство водяных знаков - еще большее шаманство. Некоторые технологии нас даже попросили не фотографировать.

Казалось бы, все просто, ан нет - есть тут и свои хитрости и тонкости. Решетки с различными будущими изображениями в качестве водяных знаков поражают воображение. От портретов конкретных людей до реальных текстовых приглашений на вечеринку. Чтобы такое изобразить и выгравировать на решетке, с тем чтобы потом получить должное изображение на бумаге, по словам мастеров, приходится повозиться иногда с месяц. И еще один немаловажный момент - грамотность. Не та буква на решетке - весь тираж под нож, решетку новую изготавливать. Это не компьютерный редактор. Вот уж действительно, что написано, то не вырубишь.

Кстати, специально спрашивали, бумагу, которая брак, и ту, что не подошла, обратно в производство отправляют? Оказывается, нет. Не те времена, когда макулатуру на пару с соседом бегали сдавать. Тут производство тонкое. Мало ли, что было в качестве ингредиента к этой бумаге? Может, для новых листов оно не годится? По этой же причине в производстве не используется макулатура. Одному Богу известно, из чего изготавливалась эта бумага, что там за примеси.

Но вернемся к производству. Итак, сито зажато в руках и и.о. мастера (один из нас) готов зачерпнуть из чана будущий бумажный лист.

- Сито надо держать строго горизонтально, - наставляет Алексей. - Иначе лист будет иметь неравномерную толщину.

Выдерживаю его, даю воде стечь. Да, раз- другой зачерпнуть - еще нормально. Но проделывать это десятки раз на дню при такой температуре что воздуха, что воды - удовольствие ниже среднего. Кстати, потом предложили руки ополоснуть от осевших на них материалах производства. Решил, что лучше так, чем снова в воду. С осевшим на решетке прототипом будущего листа иду к полуцилиндру, установленному горбом вверх на ножках. На нем закреплена пластина войлока. Прикладываю один конец сита к краю войлока и аккуратно, но сильно прижимая, перекатываю его по горбу. Протобумага остается на войлоке. Потом накрываю ее вторым листом войлока и отправляю под пресс.

- Сейчас мы отожмем лишнюю воду, - поясняет Алексей. - А если бы понадобилось, то и придали бы особую фактуру.

А разнообразие возможных вариантов поражает воображение. От зеркально гладкой поверхности до лунного ландшафта в миниатюре.

Потом уже практически готовую бумагу мы отправляем на просушку. Пока ждем, обращаем внимание на контролера, проверяющего качество готовой продукции. Он придирчиво рассматривает каждый готовый лист, а потом... прикладывает его к щеке.

- Я проверяю, достаточно ли высушена эта бумага, - отвечает он на наше недоуменное "Зачем?" - Рукой этого не почувствуешь.

Но кажется, что он делится с бумагой своим теплом.

- Красота спасет мир, - подтверждает нашу догадку Виктория, одна из работниц предприятия. - Искусство творит большие дела с человеком. Те, кто будет пользоваться нашей бумагой, обязательно почувствуют наше тепло. И мир станет добрее.

Справка "РГ"

Чтобы сделать бумагу для книги, понадобился в 8-10 раз большего размера кусок древесины. А ведь чтобы вырастить полноценное дерево, нужно 50-80 лет.

60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево;

Из тонны макулатуры можно изготовить 25 000 тетрадей;

1 тонна макулатуры экономит 200 кубометров воды и 1000 кВт/ч электроэнергии.

   Полезные мелочи

Методика изготовления бумаги из макулатуры

Материалы и оборудование: старые газеты и другая макулатура; мелкоячеистая проволочная или пластмассовая решетка; ткань, хорошо впитывающая влагу; ведро; кюветы или тазы (лучше прямоугольной формы); деревянная ложка; красители; груз.

Последовательность действий

1. Вечером замочите измельченную бумагу в ведре с водой.

2. Утром перемешайте бумажную массу и по желанию добавьте краситель, изготовленный, например, из растительных материалов, таких, как кора, ягоды или лепестки.

3. Отжимая избыток воды, перенесите бумажную массу в кювету или таз и добавьте объем воды, равный объему массы. Перемешайте смесь.

4. Отрежьте кусок решетки по размеру листа писчей бумаги.

5. Аккуратно погрузите решетку в бумажную массу, затем поднимите. Решетка должна быть покрыта слоем бумажной массы.

6. На чистую поверхность положите лист бумаги. Сверху накройте его куском ткани. Быстро переверните решетку и положите ее на ткань бумажной массой вниз.

7. Сильно придавите решетку и осторожно удалите избыток бумажной массы по краям. Снимите решетку, а оставшийся слой бумажной массы накройте еще одним куском ткани. Повторяйте действия, описанные в п. 3-5, до тех пор, пока не закончится бумажная масса.

8. Накройте "слоеный пирог" из бумажной массы и ткани несколькими газетами и придавите его грузом.

9. Через несколько часов разверните "пирог" и разложите листы бумаги для просушки.

Для получения узора на бумаге проложите листья между слоями бумажной массы.

Попробуйте также сделать ароматизированную бумагу, добавив немного духов или натуральных ароматических масел (например, лаванды или мяты).

Промышленность