26.02.2006 05:00
Происшествия

Антитеррор в третьем чтении

Текст:  Елена Лашкина Тамара Шкель
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4004)
Читать на сайте RG.RU

Работа над документом годовой давности идет в спешном порядке. Буквально перед праздниками депутаты приняли законопроект во втором чтении, ведь он может стать одной из главных правовых основ Национального антитеррористического комитета, указ о создании которого недавно подписал Владимир Путин.

Документ, концепция которого была разработана и одобрена после серии терактов в России в 2004 году, по идее должен заменить действующий с 1998 года Федеральный закон "О борьбе с терроризмом". Но в отличие от него новый законопроект ориентирован на предупреждение преступлений этого рода во всех формах и проявлениях. Как считает спикер Госдумы Борис Грызлов, "законопроект выстраивает всю работу по противодействию терроризму жестко, конкретно, с четким определением структур, руководители которых отвечают за профилактику терроризма, проведение контртеррористических операций и ликвидацию последствий терактов".

По сути законопроект определяет понятие "терроризм" как "идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами госвласти, местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий". Документ также дает юридическое определение террористического акта. Предусмотрено действие двух правовых режимов: "чрезвычайное положение" и "контртеррористическая операция". Спецслужбы могут прослушивать телефонные переговоры, а также осуществлять контроль за средствами электронной связи в зоне проведения контртеррористической операции. Службам ПВО разрешено сбивать самолеты, захваченные террористами. Однако оговаривается, что будет введено несколько степеней проверки информации о захвате авиалайнеров. Как пояснил глава Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, решение о ликвидации самолета может быть принято в том случае, если возникнет реальная угроза его направления террористами "для удара по каким-то жизненно важным объектам либо по местам массового скопления людей". В законопроекте детально определяется правовой механизм, позволяющий при проведении антитеррористических мероприятий привлекать Вооруженные силы, использовать оружие и боевую технику. При этом сохраняется безальтернативная роль ФСБ России при организации контртеррористической операции.

Прописанная законом персональная ответственность должностных лиц, отвечающих за проведение контртеррористической операции, по словам первого вице-спикера Любови Слиски, очень важна. Это позволит избежать безответственности в борьбе с терроризмом, уверен и вице-спикер Госдумы Владимир Катренко. "Тем более важно, поскольку теперь понятие коллективной ответственности, оборачивающейся порой безответственностью, вообще будет невозможным", - заметил он. Кроме того, по его мнению, "антитеррористическая вертикаль власти, создаваемая законом, резко повысит эффективность борьбы с этим злом".

При этом в документе оговаривается, что для сохранения жизни и здоровья людей, захваченных террористами, возможно ведение переговоров, однако политические требования, выдвигаемые террористами, при этом "не должны рассматриваться". Реабилитация лиц, пострадавших в результате теракта, будет осуществляться за счет средств федерального и регионального бюджетов. Предусматривается и выплата вознаграждения лицам, содействующим борьбе с терроризмом.

Правда, из документа был удален ряд норм. К примеру, как отметил глава думского Комитета по безопасности Владимир Васильев, при доработке законопроекта была учтена озабоченность медиа-сообщества по поводу возможного ограничения свободы СМИ при освещении контртеррористических операций. В итоге из документа были изъяты нормы, связанные с регламентацией действий СМИ в подобных ситуациях, поскольку вопрос оказался спорным. "Новый закон "О противодействии терроризму" не будет регулировать поведение журналистов в ходе контртеррористических операций, - заметил заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Анатолий Куликов, представляя на пленарном заседании законопроект. - Медийному сообществу отдается право выработки этических норм поведения журналистов в зоне контртеррористической операции".

Кроме того, из документа ко второму чтению был изъят "вполне добротный" раздел о противодействии финансированию терроризма. По словам Куликова, все нормы, касающиеся финансирования терроризма, включены в разрабатываемый в настоящее время законопроект, вносящий изменения в ряд законодательных актов в связи с принятием Закона "О противодействии терроризму".

Тем не менее в поддержку законопроекта во втором чтении высказались 408 депутатов, один был против, пятеро воздержались. Если сегодня Госдума примет документ в третьем чтении, то сенаторы рассмотрят его уже на внеочередном заседании 1 марта.

Антитеррор Мировой терроризм Госдума