Если в 1996 году было всего 18 участников, то сейчас - более двухсот. Они уже не вмещаются во все залы Центрального Дома художника, что дало возможность организаторам отобрать тех участников, что классом повыше. Бросается в глаза, что, помимо московских участников, очень много представителей Питера. Оно и понятно: там и культурный слой потолще, особенно дореволюционный, и покупатель похудее, особенно пореформенный. А отсюда и цены пониже, и спрос не такой, как в столице.
Именно спрос на антикварное искусство творит с этим рынком чудеса, явно его "перегревая". После скандала конца 2005 года, закончившегося арестом хозяев антикварной лавки в Гостином Дворе, начинаешь уже и сам с недоверием поглядывать на представленных на салоне Айвазовских, Поленовых, Репиных и иже с ними. Конечно, "отряд не заметил потери бойца" и передвижников песню допоет до конца. Но одновременно заметно все большее движение в сторону художников ХХ века, в том числе советской эпохи. Кто-то выставляет одного Петра Кончаловского, напоминая о недавнем 130-летии художника, кто-то Ольгу Делла-Вос-Кардовскую с мужем, просто Кардовским, а иные, не мудрствуя лукаво, наваливают Ленина со Сталиным, чувствуя подспудные движения исторического интереса.
Впрочем, антиквары отреагировали на арест своих коллег подписанием общей декларации о намерениях честного ведения дел. Оговариваясь при этом, что последнее придет само со временем и с опытом. Например, на нынешнем 20-м салоне выставлено порядка 12-15 тысяч предметов, и каждый проверить невозможно. При том, что во Франции на антикварном биеннале, которое идет втрое меньше, то есть три дня вместо наших девяти, постоянно присутствует около 120 экспертов.
Все это, впрочем, можно считать "техническими деталями". На салоне есть специальная музейная экспозиция - "Актрисы русского театра" к достаточно мифической дате 250-летия последнего. Тут все красиво, музейно, не продается и потому доступно чистому и незаинтересованному эстетическому наслаждению. А интеллектуальная часть салона была представлена лекцией французского антиквара Антуана Лебеля о китайском фарфоре XVI-XIX веков в Европе.
Вообще же на салоне очень много всего интересного и красивого: мебель, бронза, серебро, картины, ювелирные изделия, ковры, фарфор, оружие, посуда, иконы, мелкая и не очень мелкая пластика - на всевозможные вкусы. Вот только стоит все чересчур уж дорого - даже относительно не средних кошельков, а средней, то есть реальной цены. Нынешний российский арт-рынок считается "перегретым", и потому вроде как предполается, что он "все съест". Самое простое, что делают новички в антикварном бизнесе, которых становится все больше, это едут в какой-нибудь "Лондон щепетильный", вернее, антикварный, и, скупив там все что угодно, возвращаются в Россию, чтобы продать это здесь раза в три дороже. При этом, сначала увеличивая цену раз в десять выше разумной, чтобы затем при случае сделать "большую скидку". И без опыта, "сына ошибок трудных", покупателю тут действительно не обойтись.
Антикварный салон, занявший все этажи Центрального Дома художника на Крымском валу, включая антресольный, продлится до 5 марта включительно.