02.03.2006 01:58
Общество

Михаилу Горбачеву исполняется 75 лет

Читать на сайте RG.RU

Почему Горбачев, а не кто-то иной из последней череды генсеков, членов Политбюро дозрел до осознания неотложной потребности в переменах? Думаю, возраст. Не в том лишь смысле, что 54-летний секретарь ЦК по сельскому хозяйству, вдруг получивший в руки страну, был во всех отношениях не чета кремлевским старцам. Я говорю "возраст", имея в виду прежде всего тот факт, что в отличие от Брежнева, Андропова, Черненко Горбачев начал свою карьеру в год ХХ съезда. Выпускник МГУ, еще недавно с неподдельным душевным трепетом писавший сочинение "Сталин - наша слава боевая, Сталин - нашей юности полет", пережил, как сам теперь признается, сильнейшее потрясение от доклада Хрущева. Антисталинская прививка, полученная в ранней молодости, как видно, оказалась полезной. Возможно, именно с той поры Горбачев стал постепенно проникаться верой (кто-то скажет - иллюзией), с которой не расстался до сих пор. Верой, что возможен другой социализм - с человеческим лицом.

Он внедрил гласность как способ преодоления долголетней, пропитанной страхом общественной немоты и повального двоемыслия. Это ведь гласность послужила катализатором всех прочих перемен и оказалась самым действенным разрушителем советской системы.

Он не прорубил, открыл окно в Европу, убрав "железный занавес", причем отнюдь не за тем, чтобы "отсель грозить" тому ли, иному "надменному соседу". Внешнеполитическим курсом под названием "новое мышление" был разрушен окаменевший в мировом сознании образ СССР как осажденной крепости (Рональд Рейган, посетив Москву в 1988 году, сказал, что не считает охваченный перестройкой Советский Союз "империей зла").

***

В недавнем интервью "РГ" Михаил Горбачев заявил: "Я был и остаюсь приверженцем социалистической идеи. Это идеал. Это ценность. Но я возглавил процесс развенчания той социалистической модели, которая отрицала демократию и делала ставку на диктатуру".

На вопрос "Как вы собираетесь отмечать юбилей?" Михаил Сергеевич ответил: "Вы знаете, по оценкам конгресса геронтологов, пожилой возраст - от 64 до 75. Дальше - старость. Так что вступаю в золотой век. А отмечать юбилей буду с людьми, которых хотел бы видеть. Это узкий круг. И это мое частное дело".

Образ жизни Позиция Внутренняя политика