Российская газета | Как вы оцениваете первые шаги по реализации национальных проектов в вашем регионе?
Виктор Кресс | Понятно, что речь не идет о разовых инвестициях в проблемные сферы, требующих серьезной финансовой и материальной поддержки. Фактически глава государства обозначил стратегические приоритеты в социально-экономической политике государства, которые в целом можно назвать инвестициями в человека, в будущее страны. Это работа не на год и тем более не на месяц. Пока же мы работаем с министерствами и ведомствами над отладкой механизмов начального этапа реализации национальных проектов. Вопросов еще очень много.
РГ | Например?
Кресс | По проекту "Здоровье" с 1 января повышена зарплата участковым терапевтам, педиатрам и медсестрам. Пока федеральные чиновники просеивали через сито ведомственных инструкций регистр получателей надбавок, из него на первоначальном этапе выпали более сотни медицинских работников из ЗАТО Северск, врачи из ведомственных поликлиник. Вызывала вопросы сумма доплат. 10 тысяч рублей для жителей Краснодарского края и 10 тысяч рублей для жителей томского севера, где прожиточный минимум намного выше, совершенно разные деньги. Сейчас правительство вроде бы вносит коррективы. Думаю, эти и другие проблемы, всплывающие в ходе реализации национальных проектов, будут решены совместными усилиями регионов и федерального центра. Не ошибается тот, кто не работает. Мы у себя решили, что если кто-то по тем или иным причинам не учтен в федеральном регистре, будем делать доплаты из областного бюджета, одновременно работая с правительственными структурами по устранению недочетов. Все, кому президент обещал доплаты, должны их получить. Мы не имеем права подвести главу государства. Убежден, люди в результате реализации национальных проектов уже скоро почувствуют значимый масштаб изменений к лучшему.
Назову только несколько цифр, которые красноречивее любых слов. В 2006 году Томская область в рамках проекта "Здоровье" получит новое медицинское оборудование на сумму свыше 122 миллионов рублей: одних только рентгенустановок 93 единицы, около 180 машин скорой медицинской помощи. Такого прорыва в оснащении муниципальных больниц и поликлиник наш регион не знал.
РГ | В чем вы видите роль региональных властей в осуществлении президентских инициатив?
Кресс | Региональная составляющая в реализации национальных проектов может и должна быть гораздо большей, чем просто функция посредника в передаче федеральных ресурсов конечным потребителям. Многие российские регионы давно отказались от иждивенчества, готовы не только, что называется, "вложиться" своими возможностями в федеральные проекты, но и творчески расширять и дополнять идеи центра, используя для этого накопленные потенциал, наработки, опыт. К таким регионам, считаю, относится и Томская область.
В дополнение к мерам по поощрению лучших учителей, которые предложил президент, мы, например, решили установить свои областные гранты: 60 педагогов получат по 50 тысяч рублей, такие же суммы выделим 15 лучшим работникам культуры и 15 молодым врачам. Причем уже есть идеи, как превратить эти гранты в ипотечные взносы, чтобы дать возможность отличившимся работникам бюджетной сферы решить свои жилищные проблемы. Добавлю, что в Томской области уже действует закон об образовании, по которому ряд категорий учителей получают надбавку к зарплате. В сфере здравоохранения президентский национальный проект мы дополняем существенной модернизацией системы охраны здоровья на территории области. В 2006 году начата реализация соответствующего пилотного проекта. Наши специалисты разработали комплекс мероприятий, встраивающих томскую медицину в рыночные отношения. Краеугольные камни проводимой модернизации: перевод лечебно-профилактических учреждений на полный тариф через систему обязательного медицинского страхования и усиление роли участковых врачей и врачей общей практики.
РГ | Не страшно, если эксперимент вдруг провалится?
Кресс | Мы осознанно стремимся в первопроходцы. Опыт реализации закона о монетизации льгот говорит о том, что масштабные структурные преобразования лучше опробовать в наиболее подготовленных к ним регионах, чтобы потом с учетом накопленной практики выявившихся просчетов и находок переносить модель реформирования на другие территории. В сфере здравоохранения Томская область традиционно считается одним из самых "продвинутых" регионов. Достаточно сказать, что первым высшим учебным заведением за Уралом, начавшим выпускать врачей, был Томский императорский университет, основанный в 1878 году. Сегодня Сибирский государственный медицинский университет - один из лучших медицинских вузов страны, в его составе 8 факультетов, в том числе факультеты менеджеров здравоохранения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, высшего медсестринского образования. В Томске 6 академических НИИ медицинского профиля, известнейшие в стране Кардиоцентр и Онкоцентр. С таким потенциалом было бы негоже отсиживаться "за спинами" других регионов. Вообще, на мой взгляд, эффективность реализации национальных проектов будет выше, если установить среди регионов своеобразное разделение труда. Где-то традиционно сильна медицина, где-то строительный комплекс, где-то продвинулись в сельскохозяйственном производстве. Должна быть региональная специализация, чтобы не создавать, допустим, центр новейших медицинских технологий в месте, где отсутствуют квалифицированные медицинские кадры, система их подготовки, научные школы. Мы сейчас, например, активно продвигаем проект создания в Томске Федерального центра ядерной медицины, способного вывести на новый качественный уровень оказание лечебно-диагностической помощи пациентам с сердечно-сосудистыми и опухолевыми заболеваниями. Это медицина будущего, высокие технологии в здравоохранении, стремительно развивающиеся в мире. Делаем мы это не потому, что "самые умные", а в силу того, что именно в Томске находится единственный за Уралом исследовательский ядерный реактор Томского политехнического университета, ученые которого давно и плодотворно сотрудничают с кардиологами и онкологами. Есть база и есть подготовленные кадры для быстрой реализации этого проекта. Понятно, что силами региона его воплотить невозможно. Необходима поддержка федерального центра.
РГ | Возникает ощущение, что в Томской области есть свои встречные предложения чуть ли не в каждый национальный проект.
Кресс | В силу своих исторических и географических особенностей, сложившейся структуры экономики в Томской области оказались востребованными едва ли не все основные стратегические инициативы, выдвинутые президентом. К ним я отношу не только известный "пакет" из четырех национальных проектов. В декабре прошлого года президент заявил о необходимости решения задачи по выводу страны в лидеры мировой энергетики. Как нефтегазодобывающий и нефтегазотранспортный регион Томская область объективно становится одним из активных участников реализации этой стратегии. Не случайно российско-германские консультации на высшем уровне, на которых президент России и канцлер ФРГ будут обсуждать в том числе вопросы энергетической безопасности, состоятся в апреле именно в Томске. Вписываемся мы и в комплекс предложений по использованию атомной энергии в мирных целях, высказанных недавно Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге на саммите ЕврАзЭС: на территории области находится один из мировых ядерных центров - Сибирский химический комбинат. С другой стороны, Томск с его старейшими сибирскими университетами - это общепризнанный научно-образовательный центр. Как известно, недавно Томская область наряду со столицей, Московской областью и Санкт-Петербургом выиграла конкурс на создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Это вклад нашего региона в решение еще одной задачи, поставленной президентом, - обеспечить экономический прорыв страны и перейти от рентной экономики, базирующейся на эксплуатации природных богатств, к экономике развития, основанной на использовании человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов, инноваций и высоких технологий. Обладая в равной степени двумя очевидными достоинствами - богатыми природными ресурсами и приличным научно-образовательным потенциалом, Томская область может служить чуть ли не идеальной экспериментальной площадкой по обкатке путей построения новой экономики России. А по проложенному пути, как говорят в народе, сани легче бегут.