Совершенно понятно, почему театр отказался от следования общепринятым на современной сцене постановочным тенденциям. Музыка Чайковского настолько гениальна, что своими собственными средствами поднимает бесхитростный сюжет Герца о слепой девушке на уровень лирико-философской притчи. И "переиграть" эту притчу по степени глубины вряд ли возможно изобильными режиссерскими придумками. Кроме того, в Центре Вишневской ставят перед собой реальные задачи - обучить молодых певцов и подготовить их к сцене. Прежде всего через усвоение классических основ профессии. Ведь зачастую, попадая в другие театры, певцы оказываются в спектаклях режиссеров, даже очень талантливых, которым при постановке мешает только одно - музыка. Точнее, музыкальная драматургия, законы которой в безудержном потоке своей фантазии режиссеры игнорируют. В результате артисты, попадающие на оперную сцену, имеют гораздо больше шансов потерять профессиональные навыки, чем приобрести их. Особенно это касается умения воплотить смысл через актерский вокал. В оперном Центре Галины Вишневской учат именно этому и, судя по очередной премьере, качественно.
"Иоланта" режиссера Александра Петрова вполне традиционна и в музыкальном отношении - грамотна и деликатна. Появившиеся с легкой руки постановщика новые персонажи в спектакле - Маски (Алексей Герасимов, Михаил Григорьев, Алексей Парфенов) - вносят в спектакль мотив игры, оправдывающий существование сказочно-игрушечного замка и всего "гобеленного рая" (сценография и костюмы Аллы Коженковой). Но в этом "невсамделишном" пространстве, где под звуки арии Эбн-Хакиа играют магический обряд, а короля Рене привозят в картонной карете, трепещут вовсе не игрушечные, а самые настоящие чувства.
Особенно интересна трактовка образа Роберта (прекрасная работа Сергея Плюснина), воспринимающего все происходящее как шутку. Этот новоявленный "Меркуцио" исчезает только затем, чтобы дать возможность "Ромео"-Водемону (Георгий Проценко) остаться наедине с воплощением своего поэтического идеала. Ассоциации с шекспировским персонажем усиливаются, когда "для защиты друга" герцог Бургундии разыгрывает обитателей замка и приводит вместо отряда шутовскую команду. Традиционно-нейтральный персонаж, от которого зрители, как правило, ждут только признания Матильде, в спектакле Александра Петрова обретает полноценный живой характер.
Иоланту же в очень удачном сочетании природной красоты голоса и уверенной актерской техники исполняет Мария Пахарь. Отдельные огрехи, естественные для молодых певцов, особенно в дни премьер, не снижают высокий музыкальный уровень спектакля, поддерживаемый дирижером Павлом Бубельниковым.