Премьеры Молдавии и Украины о новом порядке транзита приднестровских грузов договорились еще в декабре прошлого года. Но затем Киев отложил введение новых правил для "более обстоятельного изучения".
Около месяца назад Приднестровье посетил заместитель секретаря Совета национальной безопасности Украины Сергей Пирожков, который донес до приднестровцев позицию киевского руководства. Она, по его словам, заключается в том, что Украина не намерена участвовать в экономической блокаде Приднестровья. Тирасполь такой подход полностью устраивал.
Но, как оказалось, ликовать было рано. Госдепартамент США и верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана выразили разочарование отказом Киева поддержать кишиневские таможенные инициативы. Солана, в частности, сказал, что Украина и Молдавия взяли на себя определенные обязательства и должны их выполнять. Этих слов оказалось достаточно, чтобы Киев торопливо, даже не поставив в известность Приднестровье, выполнил требования молдавских властей.
Однако подобная торопливость привела к тому, что теперь Тирасполь поставил под сомнение способность Украины быть посредником в переговорном процессе между Молдавией и Приднестровьем, поскольку "украинские власти приняли во внимание позицию только одной из конфликтующих сторон". Об этом говорится в заявлении внешнеполитического ведомства Приднестровья. Свое неодобрение экономическим давлением на регион высказало и Министерство иностранных дел России. А общественные организации Приднестровья направили отчаянные письма киевским властям с просьбой спасти регион от "гуманитарной катастрофы". Они напоминают: треть населения Приднестровья составляют этнические украинцы, причем около 70 тысяч из них - граждане Украины. И вряд ли подобная "реклама" отвечает интересам президента Украины Виктора Ющенко, особенно в преддверии парламентских выборов, на которых его партия "Наша Украина", согласно социологическим опросам, набирает только около 15 процентов.
Между тем
Тирасполь же в качестве одной из ответных мер на введение новых таможенных правил со стороны Кишинева отказался пропускать транзитные грузы в Молдавию, а также из нее.