Возможно, они учли отрицательной опыт подобных попыток. Недавно Совфед уже отклонил один из налоговых законопроектов, который исправлял техническую ошибку, сделавшую невозможным возврат НДС экспортерам (об этом писала "Российская бизнес-газета"). Однако вместо создания согласительной комиссии депутаты Госдумы предпочли преодолеть вето сенаторов. И законопроект поступил на подпись президенту в том же виде, в каком вышел из Думы в первый раз. Замечания сенаторов учтены не были. На этот раз, похоже, большинство членов Совфеда предпочли не рисковать и одобрили документ в том виде, в каком он поступил к ним из Думы.
Напомним, что этот законопроект был принят Госдумой 22 февраля. Переписать действующий закон депутаты решили по просьбе Владимира Путина, с тем чтобы продлить срок действия льготы по налогу на прибыль еще на один год.
Изменения, вносимые этим законопроектом, весьма серьезные. Так, новая редакция главы о сельхозналоге включает конкретный перечень сельскохозяйственной продукции, при производстве которой можно претендовать на льготное налогообложение. При этом вводятся два новых ограничения для его применения: перейти на уплату единого сельхозналога не смогут плательщики налога на игорный бизнес и бюджетные учреждения. Кроме того, уточнен порядок определения доходов и расходов при определении налоговой базы. Уменьшить налог можно будет на стоимость основных средств, сооруженных самим налогоплательщиком, а также на расходы по обязательной сертификации товаров и услуг, инвентаризацию объектов недвижимости, страхование транспортных средств, грузов.
Нулевая ставка налога на прибыль для производителей, не перешедших на единый сельхозналог, продлевается до 2007 года. После чего до 2009 года эта категория плательщиков будет платить налог на прибыль по ставке 6 процентов. Особо следует отметить порядок списания НДС. Согласно поправкам, его можно списывать не по всем приобретенным и оплаченным товарам, а лишь по признаваемым в соответствии с этой статьей расходам.
По мнению экспертов, новый законопроект дает ряд преимуществ плательщикам налога. Так, несомненно положительным моментом отмечается продление льготы для сельхозпроизводителей, не перешедших на уплату единого сельхозналога.
К плюсам законопроекта относится и расширение перечня расходов, принимаемых к вычету при исчислении налоговой базы. При этом нормы, уточняющие перечень расходов, принимаемых к вычету и предусматривающие продление срока действия нулевой ставки по налогу на прибыль организаций, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года, так как им, как улучшающим положение налогоплательщика, придается обратная сила.
В Комитете Совета Федерации по бюджету считают, что эти изменения направлены на снижение налоговой нагрузки, укрепление их финансового положения и дальнейшее распространение применения этого специального режима.
Однако у сенаторов есть ряд замечаний к законопроекту. Причем, по мнению некоторых из них, они перевешивают плюсы законопроекта. Продлевая льготу и расширяя список расходов, депутаты лишили региональные и местные бюджеты значительной доли доходов, отмечается в заключении Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации. При этом финансово-экономическое обоснование представлено не было. Это означает, что никаких расчетов суммы выпадающих доходов представлено не было. Кроме того, считают сенаторы, законопроект создает новые возможности для ухода от налогов. Так, в расширенный перечень расходов включены расходы, которые не учитывают специфику сельскохозяйственного производства и не связаны с ним непосредственно. Речь идет о таких расходах, как затраты на юридические услуги, приобретение имущественных прав на земельные участки.
Еще одна дыра, которая позволит легально уходить от налогов, открывается из-за того, что в новом порядке признания доходов и расходов при использовании покупателем в расчетах векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя, а не день передачи бумаги. Это может привести к возвращению многочисленных вексельных схем, которые процветали в 90-е годы, считает зампред бюджетного Комитета верхней палаты парламента Вячеслав Новиков.
Не нравится сенаторам и предлагаемый подход к определению налогоплательщика. Перечень сельхозпродукции, при производстве которой налогоплательщик получает право перейти на льготный режим, в законе не прописан. Он утверждается постановлением правительства. Тогда как, по мнению сенаторов, было бы лучше иметь закон прямого действия. Иначе чиновники могут в любой момент изменить правила игры. И тем, кто имел право применять льготный режим, придется платить налоги полностью.