09.03.2006 02:00
Экономика

Турфирмы обяжут страховать клиентов от стихийных бедствий

Турфирмы все-таки будут страховать клиентов от стихийных бедствий
Текст:  Олег Гладунов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4013)
Читать на сайте RG.RU

По словам руководителя Ростуризма Владимира Стржалковского, величина гарантий в сфере международного туризма предполагается в размере 3-10 миллионов рублей на каждого клиента, а для операторов, занимающихся внутренним туризмом, - 1 миллион рублей. Поправки в законопроект "Об основах туристической деятельности", которыми устанавливаются новые "правила игры", уже подготовлены в Ростуризме и будут внесены в Госдуму в течение марта. В агентстве пояснили, что условия финансовых гарантий частично будут прописаны в самом законе, а подробно - в подзаконных актах.

Предполагается, что введение финансовых гарантий вытеснит с рынка фирмы-однодневки и защитит граждан от недобросовестных туроператоров. Первым делом чиновники планируют создать реестр туроператоров, в который смогут попасть лишь компании, готовые предоставить гарантию выполнения финансовых обязательств, для чего они должны иметь поручительство банка, который компенсирует потери клиентов в случае форс-мажора. Но, по мнению экспертов, получить гарантию банка смогут лишь самые крупные операторы, так как он вряд ли станет брать на себя ответственность за компанию, которая мало известна на рынке и не имеет достаточно больших оборотных средств.

Для небольших компаний, активно работающих на туристическом рынке, Ростуризм предлагает альтернативу - страховой полис на ту же сумму, который, по мнению разработчиков законопроекта, обойдется туроператору всего лишь в 5 процентов от названных гарантийных сумм и будет им вполне доступен.

Однако представители компаний "среднего" туристического бизнеса считают иначе, называя "новые правила" игры "созданием условий для недобросовестной конкуренции" на рынке со стороны крупных участников. Некоторые эксперты тоже полагают, что 10-миллионная планка может оказаться недосягаемой для небольших фирм, добросовестно выполняющих свои обязанности перед клиентами. Как заметила менеджер турфирмы Ирина Водянова, для того чтобы "попасть в список", приобрести страховой полис будет недостаточно, нужно еще и "заручиться поддержкой" соответствующего чиновника, то есть, говоря по-русски, дать взятку. Впрочем, и получение лицензии для работы на туристическом рынке тоже не было "бесплатным" для оператора.

   компетентно

Валерий Драганов,
председатель комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму

Существующие сегодня меры ответственности турфирм за недобросовестные услуги не отвечают ни значимости этого рынка для страны, ни динамике его роста, ни ожиданиям потребителя.

Низкое качество оказываемых услуг в этой сфере граждане зачастую воспринимают как проявление неэффективности государственного механизма. Учитывая динамику развития рынка туристических услуг и его социальную значимость, нужно существенно пересмотреть неадекватные санкции. Отменяя систему лицензирования, государство увеличивает степень ответственности участников рынка. Я убежден, что те, кто не может отвечать новым требованиям финансовой ответственности, должен либо реформироваться, либо уйти с рынка.

Этот закон является долгожданным как для нашего комитета, так и для общественности. Сейчас мяч на стороне правительства, но если в течение марта соответствующий законопроект не будет внесен на рассмотрение в Госдуму, то комитет сам выступит с соответствующей инициативой.

Справка "РГ"

По расчетам экспертов, рынок внутреннего туризма России в 2005 году составил 434,16 млрд. рублей, или около 16 млрд. долларов, международного - около 9 млрд. долларов.

Страхование Малый бизнес Туризм