10.03.2006 02:00
Общество

Валентин Шаповалов: Болезнь не обнаружена

Каждый десятый больной будет считаться здоровым, пока не внедрена новая система осмотра
Текст:  Валентин Шаповалов (директор НИКТИ биотехнических систем, доктор технических наук, Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4014)
Читать на сайте RG.RU

Доля пессимизма

В течение 2006 года диспансерные обследования должны пройти все работники бюджетной сферы страны - примерно 4 миллиона человек. На это правительством выделено на первом этапе 2 миллиарда рублей.

Одновременно минздравсоцразвития увеличивает объем работы врачебной бригады за счет обязательного посещения кабинетов эндокринолога, кардиолога, фтизиатра, онколога, ортопеда-травматолога. Безусловно, подобный осмотр - большое благо. Но насколько выполнима такая задача? Даже в благополучном с точки зрения заполняемости вакантных должностей специалистов в амбулаторно-поликлинической сети Санкт-Петербурге (к примеру, ставки эндокринологов заполнены здесь на 80 процентов) проведение акции грозит парализовать плановую работу врачей.

Вспомним недавнюю историю. Вот в 2002 году проводилась Всероссийская диспансеризация детей. Мало кто говорит о том, какой ценой плохо оснащенная педиатрическая служба страны решала эту задачу и насколько достоверны полученные статистические результаты. Да, впрочем, о каком качестве можно вести речь, если в большинстве регионов до сих пор по отдельным врачебным специальностям кадровый дефицит достигает 40-60 процентов.

Так, во Владимирской области, где 300 тысяч детей, трудится лишь два штатных детских эндокринолога. Нехватка "узких" врачей-педиатров в Иркутской области - и не только там - заставила для проведения диспансеризации детей задействовать "взрослых" докторов, чьи познания в педиатрии весьма ограничены... Плюс плохая техническая оснащенность детских поликлиник, низкая компьютеризация. Врачи вручную заполняли многочисленные бланки отчетов, тратя на это личное время.

Вывод? На пути к достижению благой цели государство столкнулось с серьезным недостатком: отсутствием современной организационно-методической модели профилактического здравоохранения, ключевая составляющая которой - массовые медицинские осмотры. И это понятно. Методология проведения массовых осмотров была предложена и разработана первым наркомом здравоохранения нашей страны Н.А. Семашко еще в 1922 году и с тех пор не менялась: медицинские осмотры населения, как и 80 лет назад, проводятся все по той же методике - с помощью бригады врачей, эффективность работы которых вне лечебного кабинета, где находится основная диагностическая аппаратура, не превышает 11 процентов. О чем это говорит? О том, что 9 из 10 потенциальных заболеваний пациента НЕ ВЫЯВЛЯЮТСЯ даже при обязательных ежегодных профилактических осмотрах населения. Все мимо цели!

По данным госстатистики, за период с 2002 по 2005 годы отмечена тенденция ухудшения здоровья нашего детского населения, на котором, как это ни парадоксально, сказалась именно та Всероссийская диспансеризация детей. Связь очевидна: чтобы сформировать так называемые врачебные бригады, задействованные в проведении выездных диспансерных осмотров, пришлось сократить объемы плановой работы "узких" специалистов-педиатров в поликлиниках. А это привело к всплеску заболеваемости, ухудшению общих показателей здоровья ребятишек.

За последние пять лет заболеваемость детей до 14 лет выросла на 19 процентов, среди подростков 15-17 лет - на 20 процентов. Не более 3-10 процентов детей (в зависимости от возраста) признаны здоровыми. По данным Федерального бюро медико-социальной экспертизы минздравсоцразвития, уровень инвалидизации населения в России остается высоким и составляет 950 инвалидов на 10 тысяч населения. При этом уровень детской инвалидизации - 210 на 10 тысяч человек. И по прогнозам экспертов, в ближайшие годы число инвалидов увеличится.

Бригадный метод не сработает

Решением минздравсоцразвития дополнительная диспансеризация работающего населения России в возрасте от 35 до 55 лет будет проводиться рутинным бригадным методом. Даже по самым скромным подсчетам для этого придется задействовать двойной штат врачей, что само по себе невыполнимо. А если принять во внимание, что от плановой текущей работы будут отвлечены основные силы "узких" врачей-специалистов, то, как и в случае с упоминаемой Всероссийской детской диспансеризаций, можно ждать роста темпов заболеваемости. И как следствие - ухудшения здоровья населения.

Идея модернизации системы проведения массовых медицинских осмотров витает в воздухе не первый год. Еще в 80-е годы прошлого века по поручению Минздрава СССР нескольким научно-исследовательским институтам было предложено разработать варианты автоматизированных методик проведения скрининга населения. Среди участников был Санкт-Петербургский Государственный научно-исследовательский конструкторско-технологический институт биотехнических систем, возглавляемый академиком В.М. Ахутиным. Предложенный коллективом автоматизированный комплекс проведения массовых медицинских осмотров детей (АКДО), разработанный под научным руководством известнейшего в стране педиатра профессора И.М. Воронцова, позволяет стандартизировать осмотр по 31 виду патологии. В 1991 году АКДО получил Государственную премию, однако потом, по известным причинам, оказался на годы лишенным государственной поддержки.

И все же, анализируя уроки Всероссийской диспансеризации детей 2002 года, Минздрав РФ признал АКДО лучшим, не имеющим аналогов в стране и принял решение о внедрении его в федеральную целевую программу "Дети России". Иными словами, на государственном уровне был признан факт появления в первичном здравоохранении своеобразной альтернативы бригадному методу проведения диспансерных осмотров. Впрочем, за плечами конструкторов был уже многолетний положительный опыт апробации комплекса в десятках регионов страны. С его помощью уже осматривалось более 1 миллиона человек в год! Достоверность сканирования состояния здоровья на АКДО составляла больше 80 процентов - и это против 11 процентов, достигаемых при проведении диспансерных осмотров по "бригадному методу".

Официальная статистика результатов проведения диспансерных осмотров детей в регионах показывает: только эта методика способна - за счет раннего выявления болезней, своевременного начала лечения и реабилитации - снижать ежегодно плановую госпитализацию на 18-20 процентов, инвалидность детей - на 15 процентов. Только за счет грамотного распределения работы врачей в ходе массовых медосмотров каждая детская поликлиника экономит ежегодно до 1 миллиона рублей.

Цена национального проекта

Де-факто признавая преимущества АКДО, минздравсоцразвития своим распоряжением о проведении в 2005-2006 годах осмотров детей сохраняет малоэффективную бригадную методику их проведения. Автоматизированная методика так и не получила официальной поддержки в тех масштабах, которых она достойна. Кстати, избрание бригадной формы проведения дополнительной диспансеризации работающих также вызывает сомнение: хватит ли выделенных правительством РФ денег на эту акцию?

Так, в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования для проведения медосмотра 4 миллионов работников бюджетной сферы выделяется по 500 рублей на пациента. Но если учесть, что стоимость одного приема эндокринолога, маммолога, ортопеда и т. д. определена из расчета 170 рублей и выше и в эту сумму не включены затраты врача-терапевта, заключение которого обязательно, то себестоимость каждого медосмотра существенно возрастает. Кто будет покрывать оставшуюся финансовую разницу? Это очень важный вопрос цены Национального проекта "Здоровье". Есть опасения, что она может многократно вырасти, как это было при реализации Федерального закона N 122 в части введения дополнительного лекарственного обеспечения.

Очевидно, пора законодательно утвердить автоматизированный осмотр как стандарт наряду с бригадным методом, начать массовый перевод поликлинических учреждений на эту методику. Только так можно изменить саму модель работы с массовым пациентом. Основной поток населения будет "пропускаться" через систему- фильтр, роль которого исполнит комплекс АКДО. Таким образом, определятся целевые потоки пациентов к узким специалистам. А это и есть грамотное использование кадровых ресурсов в здравоохранении.

Далее. Определяется более точно объем госпитализаций, необходимых высокотехнологичных операций, что позволит просчитать затраты отрасли в целом. Переход на технологию АКДО решит для первичного звена всей страны проблемы компьютеризации учреждений, поскольку в комплектации предусмотрен набор оргтехники и компьютер. Будет создана единая информационная сеть в системе здравоохранения.

Очевидное не очевидно

Согласившись, что использование автоматизированной технологии проведения диспансерных осмотров населения экономичнее бригадных методов (себестоимость осмотра одного ребенка бригадой врачей равна 272,75 рубля, на АКДО - 50,16 рубля, средняя себестоимость выявления одного больного с хронической патологией - соответственно - 2479,55 рубля и 62,70 рубля), минздравсоцразвития не предусмотрел даже в "пилотном" варианте использование технологии АКДО при проведении дополнительной диспансеризации взрослого населения. Вот цитата из официального ответа на письмо председателя Совета Федерации С.М. Миронова (от 09.11.2005г.) в Министерство здравоохранения и социального развития РФ: "... для принятия положительного решения о включении данного автоматизированного комплекса в перечень диагностического оборудования для оснащения амбулаторно-поликлинических учреждений необходимо ознакомиться с его возможностями...". И это после того как осмотрено уже более 10 миллионов пациентов!

Что тут скажешь? В главном медицинском ведомстве страны либо отсутствует, либо плохо отработан механизм скрининга вновь появляющихся на рынке медицинских услуг технологий и методик. На наш взгляд, необходимо возродить практику существования в структуре министерства специальных подразделений, чтобы на государственном уровне можно было изучать и ставить на службу национальных интересов новаторские идеи.

Переход поликлиник на автоматизированные методики проведения массовых медицинских осмотров по сути означает кардинальную смену самой действующей модели работы первичного звена здравоохранения. При этом будет решена и другая задача диспансеризации: создание в России оптимальной многоуровневой (от муниципалитета до федеральных ведомств) системы оперативного сбора, обработки и анализа актуальной информации о состоянии здоровья населения. Это обеспечит принятие выверенных решений в социально-экономической сфере. Чего сегодня просто нет, так как официальной медицинской статистики, на основе которой принимаются дорогостоящие правительственные решения, ее трудно считать актуальной, а во многом и достоверной.

Здоровье Внутренняя политика Минздрав