Это вовсе не значит, что ракеты моментально полетят в подозрительные самолеты и не внушающие доверия корабли. Процедуру принятия такого решения пропишут в секретном приказе, который сейчас готовят в оборонном ведомстве. Там же обозначат, кому именно разрешать отдавать приказ на уничтожение.
- Если мы будем уверены, что лайнер или судно захвачены террористами, все равно сначала попытаемся решить проблему бескровно, - обещают в министерстве обороны. - Сохранить жизнь ни в чем не повинных людей не менее важно, чем обезвредить преступников.
Роль своеобразного предупредительного выстрела должны сыграть радиоконтакты с террористами. Связь попытаются наладить наземные диспетчеры, пилоты самолетов-перехватчиков и специальные переговорщики на патрульных судах ВМФ. Если преступники не захотят или не смогут выйти в эфир, для принудительного следования в порт или к месту посадки военные используют систему международных сигналов. К примеру, покачиванием крыльев, миганием посадочных огней, жестами из кабины летчик способен сообщить другому пилоту команду "Следуй за мной". Не сработают переговоры и сигналы - в ход пойдет оружие. Непременные условия для открытия огня известны, их четко обозначили в новом законе. Это - угроза жизни людей или экологической катастрофы, допустим, воздушного тарана атомной электростанции.
Важные промышленные и административные объекты у нас прикрыты достаточно надежно. Главком ВВС Владимир Михайлов в беседе с корреспондентом "РГ" уверенно говорил о 350-400-километровой зоне безопасности вокруг столицы. Однако стопроцентно гарантировать спокойствие москвичам, учитывая близость к городу аэропортов, сегодня никто не берется. Не случайно руководитель столичной зоны ПВО генерал-полковник Юрий Соловьев предлагает восстановить над Москвой сплошное круглосуточное радиолокационное поле и установить на городских высотках специальные радиолокационные станции и автоматические зенитно-пушечные или ракетные комплексы малой дальности.
Досье "РГ"
В США приказ на уничтожение захваченного террористами самолета отдает президент страны, министр обороны либо два уполномоченных им генерала ВВС. В Индии угон самолета террористами приравнивается к агрессии против государства. Сбивать такой лайнер военным разрешено, если теракт явно нацелен на уничтожение стратегических объектов - например, здания парламента или президентского дворца.