Дело происходило в роскошном Атриуме Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко за столиками со свечами при большом стечении кинодеятелей и критиков - так, вероятно, вручали когда-то первых "Оскаров". Лауреаты, бережно прижимая к груди слонов с огромными прозрачными ушами, клялись в любви к критикам - все говорило о том, что премия, сменившая в этом году свое имя, становится авторитетной.
Лучшим фильмом признана русско-японская драма из трилогии петербуржца Александра Сокурова о людях тоталитарной власти "Солнце". Эта картина получила также призы за лучшую режиссуру и музыку (Андрей Сигле), взяв частичный реванш за неудачу на Берлинском международном кинофестивале в феврале 2005 года.
По числу наград в ряду лидеров оказался и дебютный фильм Свердловской киностудии "Первые на Луне" Алексея Федорченко - документальная мистификация, уже получившая приз за лучший дебют на Венецианском фестивале. Теперь ее коллекция пополнилась тремя "Слонами" - за лучший дебют, лучший сценарий (Александр Гоноровский и Рамиль Ямалеев) и лучшее художественное решение (Николай Павлов, Валерий Лукинов).
Обладателем двух "Слонов" стал "Гарпастум" Алексея Германа-младшего - он получил премии за операторскую работу (Олег Лукичев) и мужскую роль (Данила Козловский). При наличии ярких работ Андрея Жигалова в трагикомедии "Коля- перекати поле", Никиты Михалкова в "Статском советнике" и Николая Спиридонова в "Итальянце" (этот пацан вполне мог переиграть на конкурсном поле взрослых звезд) премия таким образом досталась актеру, пока обнаружившему только несомненный профессионализм. Еще более странным кажется выбор критиков в номинации "Лучшая женская роль": здесь Алису Фрейндлих в фильме "На Верхней Масловке" и Татьяну Васильеву в "Попсе" переиграла Марина Зубанова в невзрачной ленте "Требуется няня". Из актеров на роли второго плана лучшими признаны Оксана Фандера в "Статском советнике" и Сергей Гармаш в "Бедных родственниках".
Из документальных фильмов победила "Блокада" Сергея Лозницы, из анимационных - проект Александра Татарского "Гора самоцветов", лучшим зарубежным фильмом российского проката признано "Дитя" братьев Дарденнов. Специальную премию имени Мирона Черненко получил директор Музея кино Наум Клейман.
Из реально лучших фильмов года критики обошли "9 роту" Федора Бондарчука - лидера проката и церемонии "Золотой орел", на "Слоне" этот фильм не только не удостоился наград, но и не попал ни в одну из главных номинаций. Обидно и за великолепную картину Николая Досталя "Коля - перекати поле", которой почему-то не везет на всех отечественных киноконкурсах. А если признать, что оказаться в тройке финалистов - уже успех, то наличие в этой тройке запредельно безвкусного корейского порномюзикла "Капризное облако" можно признать фактом из мира медицины: объевшихся сладеньким критиков потянуло на слабительное.
На очереди главная Национальная премия года - "Ника", церемония которой состоится 17 марта. Праздник омрачен решением телекомпании НТВ отказаться от его трансляции. Под чьим давлением было принято это решение, легко догадаться, но это как в фильме Хичкока "Незнакомцы в поезде": каждый из двух киллеров убивает жертву, намеченную другим, и у обоих выходит железное алиби.