"Мы взыскивали по два миллиона долларов, - сказал глава ФАС, - но штрафные санкции нужны не для того, чтобы уничтожить отрасли, уничтожить какие-то предприятия. Они должны носить заградительный характер. Они должны быть неотвратимы и обязательно применяться на практике. Это остановит других, которые хотели бы в своих интересах уничтожения конкурентов".
Закон "О защите конкуренции" готов ко второму чтению в Госдуме. В ближайшее время правительственная комиссия рассмотрит поправки к законопроекту. Скорее всего к лету закон будет принят. Вступит он в силу через три месяца после официального опубликования, возможно, к четвертому кварталу.
В результате правительство получит совершенно другие возможности для защиты конкуренции на рынке.
О том, насколько эта тема актуальна для нашей экономики, говорят данные социологических опросов. Сейчас даже рядовые граждане понимают ее значение, не говоря уже о малом и среднем бизнесе, для которого это вопрос жизни и смерти.
Чего конкретно ждут от законопроекта? Наиболее часто упоминаются суровые меры, направленные против коллективного доминирования. Игорь Артемьев сообщил, что в результате доработок этот инструмент получился не слишком острым. По его словам, он будет применяться скорее только в отношении рынка нефтепродуктов. Другие рынки практически не попадают под положение о коллективном доминировании. Напомним, что речь идет о том, что если три компании занимают долю выше 50 процентов либо пять компаний занимают долю более чем 70 процентов, то имеет место коллективное доминирование, и могут быть применены меры по борьбе со злоупотреблениями, вызванными этой ситуацией.
Еще одна важнейшая новация касается порядка получения государственной помощи. Появляется новый раздел, где говорится о том, что государственная помощь (избирательное предоставление отдельным компаниям льгот и преференций) выделяется только в результате установленных законом процедур. Эксклюзивные условия, как правило, основаны на коррупции. Закон это запрещает в жесткой форме. Но преследоваться будут не компании, а органы власти, принимающие такие решения. В законе также остаются такие радикальные нормы, как, например, принудительное разделение компаний, но оно будет осуществляться только по суду.
Говоря об экономической ситуации в России, Игорь Артемьев отметил, что у монополизма в России есть одна очень важная особенность, которой нет в других странах: речь идет о монополизации рынков и ограничении конкуренции со стороны государственных чиновников. "Если бы у нас речь шла только о естественных монополиях, компаниях, злоупотребляющих доминирующим положением, только о картелях, то можно было бы сказать, что ситуация вполне понятная, предсказуемая и с ней можно было бы гораздо легче бороться, - сказал глава ФАС. - У нас же главная причина монополизма заключается в том, что сами власти на уровне органов местного самоуправления, губернаторов, а иногда и федерального правительства занимаются ограничением конкуренции".
При этом он отметил, что во власти есть люди, которые искренне пытаются бороться с монополизмом, но их попытки навести порядок на рынке сталкиваются с упорным сопротивлением тех, кто не желает демонополизации. Сейчас эта борьба перешла в открытую стадию, и ФАС в силу своих задач оказалась на переднем крае этой борьбы. Служба возбуждает дела, передает их в суды для вынесения решения об административных правонарушениях, обращается в Генеральную прокуратуру для возбуждения уголовных дел в отношении государственных чиновников. Поэтому работа всех 74 управлений ведомства, которые сетью накрывают всю страну, привлекает к себе особое внимание. Часто они оказываются в сложном положении, политический вес губернатора, его администрации неизмеримо выше возможностей сотрудников антимонопольных служб на местах. И тем не менее эти службы в случае нарушения конкуренции подают иски в суд против губернаторов, глав крупных городов и зачастую выигрывают эти дела.
Главной задачей ФАС, по словам Игоря Артемьева, является, конечно, надзор и контроль на товарных и финансовых рынках, контроль за рекламой, но в конце февраля к этим задачам добавилась и еще одна, не менее важная - контроль за госзакупками.
По мнению Игоря Артемьева, придется возбуждать очень крупные дела, связанные, в частности, с национальными проектами. Вот, например, опубликованы официальные данные по земле - 90 процентов земельных участков под жилищное строительство выделено с нарушением установленных процедур, то есть с нарушением закона. "Конечно, глупо объявлять войну всему миру, нужно объяснять, разъяснять, но по крупным вопросам нужно несомненно выдерживать очень жесткую позицию, - сказал Артемьев. - Только что к нам поступило заявление, которое касается национального проекта здравоохранения о закупке машин "скорой помощи". Тут тоже есть серьезные нарушения, и речь идет о миллиардах рублей".
По словам главы ФАС, первое, чему нужно было научиться, - это не бояться крупных компаний. "Мы уважаем право компаний на защиту, - сказал глава ФАС, - мы считаем, что подача иска на нас - это совершенно допустимая форма защиты своих интересов, цивилизованная, и никогда на это не обижаемся. У нас сейчас количество выигранных дел в судах увеличилось на 30-40 процентов. Но количество исков, поданных против нас, увеличилось почти вдвое".
В последнее время ФАС проводит в жизнь несколько важных новаций, одна из них - взыскание с компаний в федеральный бюджет незаконно полученной прибыли в результате монополистической деятельности. Собственно, эта новация не так уж и нова, попробовали когда-то, наказали два-три раза провинившихся и стали говорить, что нужна какая-то особая методика, и отказались от этой практики. Но ущерб может быть рассчитан по простой формуле, то, что ФАС стал делать с 2004 года.