Вопрос "горячий", поскольку рост цен в январе-феврале оказался достаточно высоким (4,1 процента). И есть опасность, что удержаться в запланированных на этот год рамках инфляции (8,5 процента) не удастся.
Корреспондент "РГ" встретилась с заместителем директора Департамента финансовой политики минфина Оксаной Сергиенко, чтобы выяснить, с какими предложениями намерено сегодня выступить министерство.
Прежде всего, сказала Сергиенко, это блок, касающийся проведения жесткой бюджетной политики. Задача состоит в том, чтобы в среднесрочной перспективе осуществлять прирост непроцентных расходов бюджета темпами не выше, чем темпы роста экономики. А также обеспечить равномерное расходование средств в течение года. Как известно, в декабре расходы примерно в два раза превышают среднемесячные объемы. То есть получается, что деньги начинают активно тратить в конце года. Одним словом, надо повышать бюджетную дисциплину, чтобы бюджетополучатели своевременно заключали контракты.
Второй блок предложений касается Стабфонда. В условиях сильного платежного баланса в ближайшие годы необходимо обеспечить направление средств Стабфонда исключительно на досрочное погашение внешнего долга или замещение внешних источников финансирования дефицита. Кроме того, считают в минфине, надо расширить поток средств в Стабфонд. Если обратиться к 2005 году, поясняет Оксана Сергиенко, то в него поступило примерно 60 процентов конъюнктурных доходов, пришедших с корсчетов текущих операций при цене на нефть свыше 20 долларов. И одно из предложений минфина заключается в том, чтобы увеличить эту долю зачисления. Еще один момент. Сегодня в России действует прогрессивная шкала по нефтяным налогам, которая с ростом цены предполагает увеличение поступлений в бюджет и Стабфонд. Но в газовой отрасли - несколько иная ситуация. По некоторым оценкам, в прошлом году она получила примерно 10 миллиардов долларов дополнительных доходов, которые не были предусмотрены бюджетом. Согласно законодательству, действующие в стране ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) не привязаны к цене на газ. Минфин предлагает в будущем рассмотреть возможность введения для газа такой же прогрессивной шкалы, как и в нефтянке.
Третий блок предложений связан с разработкой методологии формирования бюджета без учета поступлений от нефти и газа. Это путь, по которому прошли практически все страны, зависимые от энергоресурсов. То есть сначала рассчитывается дефицит бюджета без нефти и газа, а затем в каком-то объеме он покрывается за счет нефтяных доходов. Ориентиры, в каких объемах покрывать, зависят от целей и задач бюджетной политики и от конкретной ситуации, которая сложится на тот или иной период.
Что происходит сегодня в экономике? Она "перегревается". Это означает, что потребительский спрос превышает предложение товаров на внутреннем рынке. Последние годы темпы роста зарплат существенно обгоняли динамику производительности труда. Это было возможно благодаря двум факторам. Во-первых, росли экспортные цены. Во-вторых, снижалось налоговое бремя, в частности, сократились ставки ЕСН. Предприятия могли платить больше денег работникам и одновременно наращивать прибыль, инвестировать. До поры до времени это не порождало проблем. И не наносило вреда экономическому росту. Однако население, когда инфляция растет так быстро, предпочитает не накапливать деньги, а тратить их. И происходит цепная реакция: при ограниченном объеме предложения на товарном рынке снова растет инфляция. Кроме того, укрепление рубля и недостаток товаров стимулируют приток импорта, который за последние 5 лет увеличился в 4 раза.
Недостаток предложения товаров, пояснила Сергиенко, связан с дефицитом инвестиций и инвестиционной активностью. Хотя рост этих показателей довольно стабилен (по инвестициям - 10 процентов в год), но этого явно недостаточно. В развивающихся странах - в два раза больше. Поэтому минфин считает, что необходимо удваивать объемы инвестиций, чтобы иметь большие темпы роста экономики. А для этого нужны источники. Значит, надо развивать финансовый рынок и банковскую систему. Собственно, это и есть четвертый блок предложений минфина. А еще - ускорение реформирования естественных монополий, сокращение в них роста зарплат, снижение издержек. И хотя этот комплекс мер не скажется на инфляции 2006 года, но зато в полную силу проявит себя позже.
В пятом блоке - предложение обеспечить жесткий контроль в денежно-кредитной политике, так как постоянно идет прирост денежной массы. Происходит это за счет конъюнктурных доходов. Эти деньги нужно изъять из экономики. Либо мы допустим чрезмерное укрепление рубля, что приведет к стагнации, либо ЦБ "напечатает" рубли, которые нужно тут же стерилизовать. Этим, к сожалению, приходится заниматься бюджету.
В минфине считают, что на реализацию предложенных мер потребуется три года. И только после этого можно будет стабильно достигать установленного уровня инфляции.