16.03.2006 03:59
Власть

Глеб Фетисов: Россия поставляет Украине газ, Украина России - проблемы

Текст:  Юрий Спиренков
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4018)
Читать на сайте RG.RU

Суть этой стратегии - защита интересов наших граждан и российского бизнеса, говорит член Совета Федерации Глеб Фетисов. С ним встретился корреспондент "Российской газеты".

Российская газета | Оценки действий России на газовом рынке диаметрально разнятся. Эксперты либо заявляют о безусловной победе, либо о полном провале...

Глеб Фетисов | Это очень преждевременные выводы. Во-первых, все только начинается. Конфликт с Украиной - лишь увертюра. Итоги будут понятны много позже. Во-вторых, надо сделать поправки на следующее обстоятельство. Россия объявила об абсолютно новом курсе. Мы пытаемся очистить свои действия от политизированности, которая всегда была базисом любого поступка страны на международной арене. Экономика, прагматизм, меркантильный расчет, как говорится, "ничего личного" - такой курс требует перенастройки всех институтов обслуживания российской политики.

А в качестве "форварда" в этой истории выступает "Газпром". Консервативная, закрытая кастовая среда. Огромная, инерционная машина. Когда такой гигант на полном ходу разворачивается, это вполне слон в посудной лавке. Чего-нибудь переломает обязательно.

Новый российский modus operandi только формируется. Мы входим в другую реальность. Вырабатываются новые реакции. Это видно даже по свежим анекдотам типа: "это не мы сырьевой придаток Запада, а он наш промышленный".

Ошибки, потери на этапе переформатирования гигантской внешнеэкономической и внешнеполитической матрицы неизбежны.

Другое дело, просчетов уж очень много и надо их минимизировать.

РГ | Какие самые болезненные?

Фетисов | Имидж "жадного" и "жестокого" "Газпрома" и вообще России в целом. Ее обвиняют в мести стране, где "победила демократия". Официальные предложения Украине выдвигались вяло и с запозданием. А сокращение поставок газа было заранее проигранной акцией. Нужно было в договорные сроки известить европейских потребителей о прекращении поставок из-за того, что не подписан договор о транзите. Тогда страны ЕС могли бы воздействовать на Украину в свойственной им неторопливой манере, применяя эзопов язык, когда угрозы выглядят как отеческие пожелания заботливого ментора.

А потом Россия восстановила поставки и показала, что сдалась перед шантажом Украины увязать вопрос о транзите с продажей газа по "бросовой" цене. "Газпром" и МИД не довели до западноевропейского общества простую мысль, что именно Украина шантажирует "Газпром" и ЕС. В западной прессе муссировались требования "Газпрома" вчетверо повысить цены за газ Украине, но почти не было информации о прежних ценах, многократно ниже рыночных. Населению Западной Европы газ обходился в среднем в 523 доллара за 1 тыс. куб. м, т.е. розничные цены там в четырнадцать раз превышали украинские. Даже молдаване платили по 223 долл. за 1 тыс. куб. м. Самое парадоксальное, украинские потребители платили по 36 долл. за 1 тыс. куб. м, а российские - 44. Вот о чем надо говорить при каждом удобном случае и на этом строить PR-кампанию за рубежом. Публиковать оценки спекулятивной прибыли Украиной от перепродажи нашего дешевого газа (5 млрд. куб. м за 2004 г.). Однако "Газпром" предпочел полную закрытость ценовой информации. Даже в ежегодниках Роскомстата нет данных о ценах поставок газа для СНГ.

РГ | Значит, вы поддерживаете мнение, что мы уступаем Украине в "газовой войне"?

Фетисов | Этот вопрос надо перелицевать. Я согласен c точкой зрения, что Украина торгует страхами. России продает угрозу выхода НАТО в прямое соприкосновение с нашими границами. Западу - призрак своего возвращения в объятия реанимируемого имперского евразийского "монстра", где будет входить геополитическим клином уже в пространство ЕС.

Война не между Россией и Украиной. Спор между Россией и Западом: кто оплатит издержки "украинского фактора". Западу пока удается отделываться жестами. Типа поощрительных звонков Кондолизы Райс президенту Ющенко, проукраинским пиаром и антироссийской риторикой в прессе.

А вот Россия платит Украине преференции. Один из самых компетентных экономистов Украины, директор Института мировой экономики и международных отношений национальной академии наук Юрий Николаевич Пахомов перед распадом СССР возглавлял структуру украинского кабмина с названием, которое лучше всего объясняет суть хозяйственных отношений Украины и России: комиссия по пересчетам товарных потоков между УССР и РСФСР. Пересчет был такой. Россия покупала по баснословной цене сало с молоком и мясом, рассказывает Пахомов, и за копейки отдавала нефть, газ, лес и проч., каждый год дотируя Украину на 16 миллиардов долларов - сейчас это эквивалентно 30-40 миллиардам. И до последнего времени, по мнению Пахомова, треть промышленности Украины дотировалась за счет низких цен на газ.

Вопрос поэтому надо ставить так: удалось ли минимизировать плату за украинские фантомы? Пока ответ отрицательный.

РГ | Пусть с потерями, но все-таки мы выходим на более или менее понятную систему ценообразования для всего экспорта российского газа за рубеж...

Фетисов | Вся эта система ценообразования в один момент может подвергнуться ревизии, а это 12 процентов всего нашего экспорта. Сейчас цены на газ привязаны к биржевым ценам нефти, как товара, поставляемого олигополистами (Россией, Норвегией, Алжиром, Данией и т.д.) коллективному потребителю (ЕС), способному регулировать цены и условия поставок. И ЕС уже выдвигает требование, чтобы импорт газа из одной страны не превышал 30 процентов всего потребления. Технологически тем же восточноевропейским странам выгоднее приобретать из-за низкой транспортной составляющей именно российский газ, но если общий лимит на него будет выбран, России придется ограничить поставки.

Надо иметь в виду, что единых рыночных цен "на границе" на газ не существует. Страны-потребители могут торговаться с каждым поставщиком. А Россия не член ВТО, искать защиты от дискриминации в международной торговле ей негде.

Вопрос о снижении цены на российский газ уже поднимали турки, это объяснимо - им придется с января платить по 273 доллара за 1 тыс. куб. м. А Турция до январских холодов не выбирала запланированные объемы из трубопровода "Голубой поток".

Болгария является собственником трубы, по которой идет транзит российского газа. Чем она хуже Украины, чтобы платить по "рыночным" ценам? Премьер-министр Болгарии уже высказывается соответствующим образом.

РГ | Одно из очевидных достижений в коллизии с газом достижение долгосрочного консенсуса с Туркменией...

Фетисов | Как раз создан неважный прецедент. Россия провоцирует Туркмению на повышение цен. Она может поставить вопрос: чем туркменский газ плох, что он вчетверо с лишним дешевле российского? Хотя ответ прост: Россия не ратифицировала Энергетическую хартию и не обязана в отличие от Украины обеспечивать свободу транзита энергоносителей по своей территории. Низкая закупочная цена на туркменский газ объясняется исключительно наличием у России монополии и отсутствием у Туркмении альтернативного транзита. Но теперь у нее появляются опять же "рыночные" основания повысить цены, раз официально признано, что ее газ поставляют Украине в смеси с российским, цена которого - 230 долларов за 1 тыс. куб. м. Но Украина переложит ответственность за повышение цен на Россию, так как юридически и фактически именно она является поставщиком, а не Туркмения.

РГ | Если довести до логического конца повышение цен на газ для Украины до 230 долларов за 1 тыс. куб. м, основной в стране восточноукраинский промышленный комплекс может встать. Массовое банкротство предприятий закончится наплывом мигрантов в Россию, росту нелегальной занятости и теневого оборота в экономике. В первую очередь это коснется русскоязычного населения востока и юго-востока Украины. Требуя рыночных цен, мы разве не подставляем его?

Фетисов | Я тоже не склонен сводить всю коллизию только к экономическим расчетам. На наших глазах разворачивается драма. Происходит разрыв общей тектонической цивилизационной платформы России и Украины. И не видно ясных маршрутов, как осколок этого пространства с Украиной пристанет прочно к материку западного мира. В разломе между двумя геополитическими континентами, куда сползает пятидесятимиллионная страна, боюсь, нет пограничного состояния. Она может оказаться внутри раскаленной атмосферы, которая вырывается из подобных исторических расщелин, как магма из глубин Земли.

Но не мы предаем братский народ. Ему от российского газа ни жарко ни холодно. И в буквальном смысле - как этой зимой, - и в переносном. Это украинская элита пятнадцать лет паразитирует на тех или иных дельтах: между ценами на различные виды газа, транзита, реэкспорта. Ну ладно, занималась этим кучмистская элита, как-то себя с Россией отождествлявшая. Но теперь в благодарность за Майдан "Нафтогаз Украины" отдан на кормление националистическому истеблишменту. Он не снижает градуса своей антироссийской истерии. И что, мы должны дать ему возможность жировать на ренте от российского же газа?

А полномасштабный кризис восточноукраинского промышленного комплекса, увы, давно предопределен. Он изначально, в советские времена, создавался как суперзатратный механизм, в него не заложили модернизационный потенциал, нормально функционировать в длительной перспективе он может только в административно-командной системе координат. Другое дело, что газовый конфликт катализирует кризис восточной Украины. И Россию он затронет. К его тяжелым последствиям мы должны готовиться уже сейчас. Но это отдельная тема, очень болезненная, противоречивая и глобальная.

РГ | Не поздно ли спохватились строить Северо-Европейский газопровод?

Фетисов | Это к вопросу о том, что у России просто отсутствовала стратегия в "газовой геополитике"! Трубу в Балтийском море надо было строить пятнадцать лет назад, после распада СЭВ, когда восточноевропейские страны перебежали в прошлом к "потенциальному противнику". Та же Украина всегда смотрела на ЕС, хотя кормилась торговлей с Россией, в том числе - перепродавая газ. Так будет и дальше, если Россия и "Газпром" не перейдут к жесткой макроэкономической стратегии защиты национальных и корпоративных интересов.

РГ | Каковы должны быть ее основные элементы?

Фетисов | Первое. Постепенное (очень медленное, но постоянное) повышение цен на газ в России - чтобы избегать претензий в скрытом демпинге экспорта металлургической и химической продукции.

Второе. Дополнительную прибыль "Газпрома" от повышения внутренних цен на газ изымать в бюджет, увеличив налог на добычу полезных ископаемых (в данном случае на газ) до уровня налога на нефть - в пересчете на теплотворную способность нефти и газа. Это повысит стоимость экспорта газа и тарифы на транспортировку, т.к. основной их элемент - энергозатраты. Тем самым усилится региональная дифференциация цен на газ. Они должны быть ниже в Сибири и на Урале и выше - на западе страны.

Третье. Экспортную пошлину на газ повысить до уровня пошлины на нефть в пересчете на условное топливо. "Газпром" получил в 2005 году 177 миллиардов рублей чистой прибыли, увеличивать ее и выплаты дивидендов частным инвесторам (их доля может быть равна почти половине) не в наших национальных интересах. Россия не имеет нормальной таможенной границы, а импортные пошлины в ней ниже, чем в США и странах ЕЭВС, и она вправе защищать свою промышленность с помощью экспортных пошлин на энергоносители. Это уменьшит и прибыльность экспорта энергоемких товаров и уменьшит сырьевую ориентацию экономики.

Четвертое. Затраты на коммунальные услуги гражданам с низкими доходами (но не всем потребителям) дотировать, перечисляя средства на их банковские счета, без сбора всяких справок о доходах. Разумеется, субсидии должны предоставляться в зависимости от региональных цен на газ, тепло- и электроэнергию.

Пятое. За счет доходов от экспортных пошлин и налога на добычу газа увеличить финансирование инвестиций и инноваций, особенно в энергосбережение.

Шестое. За счет Стабфонда резко увеличить госкредиты "Газпрому" для строительства стратегических газопроводов. Например, Северо-Европейский газопровод потребует несколько миллиардов долларов. Вот их должно занять государство. Они будут истрачены в основном на импорт труб и строительно-монтажных услуг, а не проданы на внутреннем валютном рынке Банку России. Кстати говоря, привлечение "Газпромом" иностранных займов для инвестиционных проектов (включая приобретение акций других компаний) - одна из причин неумеренного роста золотовалютных резервов и денежной базы, которую правительство вынуждено стерилизовать, замораживая бюджетные средства на счетах в ЦБ. А ЦБ размещает их в низкодоходные облигации США и западноевропейских стран. С макроэкономической точки зрения досрочное погашение внешнего долга гораздо выгоднее наращивания ЗВР. Но страны-кредиторы еще должны на это согласиться. Поэтому правительству проще давать кредиты "Газпрому" на выплату его многомиллиардных долгов в долларах и евро. Это не противоречит политике ограничения роста денежного предложения.

Седьмое. "Газпрому" надо активно участвовать в биржевой торговле во всех странах, куда идут поставки. Долгосрочные контракты удобны, но не рыночны. Цены по ним привязаны к цене на нефть, что выглядит искусственным методом. Перевод хотя бы части поставок на принцип "оплатил - получил" создаст "Газпрому" имидж рыночно ориентированной компании.

Восьмое. Форсировать проекты экспорта сжиженного газа. Его поставки в США через порты в Баренцевом море - это ответ России на гипотетическое ограничение ЕС потребления нашего газа. Связанность США зависимостью от поставок сжиженного газа из России без посредников укрепит российско-американские отношения.

РГ | Так в чем же первые позитивные результаты пересмотра газовых отношений?

Фетисов | На стратегическом уровне: внедрение нового драйвера внешней экономической стратегии и тактики государства - прагматизма. Что касается, "Газпрома", ему уже пришлось повысить транспарентность своей ценовой и экспортной политики. Придется быстро улучшить качество менеджмента и стиль работы на рынках, зарубежных и российском. И реакция ЕС все-таки вполне определилась: Евросоюз приветствует, что стороны конфликта приняли во внимание важность выполнения роли долгосрочных поставщиков. Другими словами, разбирайтесь друг с другом сами, но газ должен поступать бесперебойно.

Острота ситуации заставит оценить и эффективность нашего пиара на Западе. А то ведь дошло до совершеннейшего афронта. Цитирую информационное агентство: министры финансов "большой восьмерки" на недавней встрече в Москве "попросили [Алексея Кудрина] разъяснить журналистам позицию России в сфере газовых отношений с Украиной, поскольку многие в Европе не знают о том, что не Россия является причиной сбоя поставок. Глава Минфина России сообщил, что услышал это как минимум от трех министров финансов, назвав, в частности, министра финансов США". Министры "большой восьмерки" работают за PR-менеджеров российских ведомств - это по-настоящему круто!

РГ | Но на Украине все настойчивей требуют денонсации газовых соглашений...

Фетисов | Замечательно! У них сейчас со смаком рассказывают анекдот: Ющенко звонят из "Газпрома": - Виктор Андреевич, Украина ворует газ у России! - Может, отдельные граждане и воруют... - Убедительная просьба - принять меры! - Обязательно! Мы этих людей выявим и наградим!

Россия поставляет Украине газ, Украина России - проблемы. Воспользуемся новым шансом - жадностью и недальновидностью украинской элиты, недовольной даже супервыгодными для них недавними соглашениями - и окончательно переведем эту зависимость в формулу "газ-деньги". Однажды они уже предложили перевести на рыночные принципы газовые отношения и дали повод к их ревизии.

Очень своевременно будет вернуться к предложению президента Путина о кредите Украине для оплаты поставок газа по новым ценам под гарантии первоклассного американского или западноевропейского банка. Это предложение и рассуждения об абсурдности субсидирования "Газпромом" западных интересов на Украине - пас Западу. Пусть там обеспечивают кредит и сами заплатят за входной билет Украине в зону "атлантического выбора".

Внешняя политика Макроэкономика Совет Федерации