И современные "Уралы" и "КамАЗы" уже начали поступать в войска. Генералы уверяют, что в течение пятнадцати лет такие автомобили полностью заменят "ЗиЛы" и "ГАЗы", давно перешагнувшие тридцатилетие - максимальный возраст для военных грузовиков.
Первенство в закупках отдается унифицированным машинам, способным перевозить людей и грузы, работать горах и на равнине, переносить жару и низкие температуры. Сегодня этим требованиям более всего отвечают грузовики уральского семейства "Мотовоз" и камовские "Мустанги". "КамАЗы" грузоподъемней, но прихотливы к дорожному покрытию. Поэтому их решено использовать для перевозок в интересах округов и армий. "Уралы" незаменимы на бездорожье, и лучшее место для таких машин - полковой и батальонный автопарк.
Первыми в списке на переоснащение стоят части постоянной готовности. Нужно не только поставить туда современную технику, но и обучить специалистов, создать ремонтную базу, позаботиться о запчастях. Дабы не перестраиваться на марше, в прошлом году в порядке эксперимента новые машины направили в мотострелковую дивизию и полк связи Приволжско-Уральского военного округа.
- Во время переоснащения мы выявили огрехи и нестыковки, которые учтем при работе в полках боевой готовности, - рассказал "РГ" начальник Центрального автодорожного управления минобороны генерал Федор Алексаков.
Еще одна проблема - избыток в войсках базовых автомоделей машин. Десять лет назад их было более 60, сейчас - более 40. Это создает трудности в эксплуатации, заставляет копить запчасти. Учитывая, что через пять лет закупки военной автотехники планируют удвоить, порядок с типажом придется наводить уже сейчас.
Наряду с преклонным возрастом машин генералов волнует их слабая конкурентоспособность. Максимальный пробег отечественных авто - 300-320 тысяч километров - серьезно отстает от западных "миллионеров". В конце прошлого столетия в северном Казахстане строили завод, чья продукция могла бы соперничать с военными иномарками. Но после развала СССР недостроенное предприятие приказало долго жить. Зато, по мнению специалистов, сохранившаяся на российских заводах военная приемка помогает армейской автопродукции выдерживать конкуренцию с гражданскими коллегами. Тем более автомобили без погон тоже попадаются качественные. К примеру, армейское начальство пока устраивает 31-я модель "Волги". Через три-четыре года производственники думают поставить на конвейер еще и ее дизельный вариант.
Что же до армейского вседорожника УАЗ-469, то ему тоже подыскивают замену. "Нам нужна доведенная по всем параметрам машина", - говорят заказчики из минобороны и с окончательным выбором не спешат. Между прочим, американский аналог нашего "уазика" - знаменитый "Хаммер" - штатовцы снимают с вооружения из-за слабой бронезащиты. Судя по всему, в войсках его заменит легкий гусеничный тягач. На чем в итоге остановимся мы, пока неизвестно.