Ольга Маховская: Такая тенденция действительно наметилась года полтора назад. В начале у нас был такой "энтузиазм-менеджмент", когда были востребованы молодые, прекрасно выглядящие люди, способные украсить компанию и создать ее символический капитал. Приятно же руководить молодыми, красивыми и нацеленными на будущее людьми. Но такая менеджерская модель, которую можно назвать американской или западной, предполагает постоянное наращивание новых возможностей, навыков и новые перспективы, нацеленные на будущее компании. Но у нас она несколько видоизменилась: руководители набирали сотрудников среди знакомых и родственников. В результате компании стали переживать кризис и дефицит профессиональных навыков.
РГ: В чем причины таких кризисов?
Маховская: Налицо конфликт интересов: вроде бы человек хороший, молодой, красивый и чей-то сын, а вот работать не хочет. У него нет мотивации: место получил и хорошо. Более того, у таких людей самооценка растет непропорционально их профессиональным возможностям. Они занимают высокий пост и страшно этим гордятся, но вместо того, чтобы создавать стабильный фонд компании, которая растит своих сотрудников, они начинают с энтузиазмом переходить с места на место. И эта их ненадежность была наконец-то осознана.
РГ: Молодому человеку трудно же было сразу стать профессионалом, опыт ведь надо еще наработать?
Маховская: Что было у молодых сотрудников? Собственно мотивация - желание быть богатым и успешным, а вот надежности им не хватало. В этом смысле человек с большим опытом, может быть, с меньшими амбициями в силу возраста и с большей нацеленностью на перспективу выглядит более привлекательным. Ведь кто-то должен работать на компанию и отвечать за свои поступки. Поколение ориентированных на быстрый успех и обогащение людей разочаровало именно тем, что они так и не научились долго работать, сидя на одном месте. В последнее время, действительно, стали искать людей с опытом, устойчивой самооценкой, четко знающих, что они умеют, а что нет, и на которых можно положиться не по факту симпатии или родственных отношений, а основываясь на их трудовой биографии. Настоящего профессионала сегодня забирают сразу со всеми потрохами и грузят по полной программе. Часто ему приходится в одиночку вытягивать огромные проекты.
РГ: Сегодня многим при достижении определенного возраста просто показывают на дверь, несмотря на все заслуги...
Маховская: Приходят молодые и думают, что смогут создать все новое. Часто они являются носителями презрения к старшему поколению, у которого уже никогда не будет больших машин, квартир, более того, они сами этого не хотят. Бывает, что авторитетный и уважаемый человек мешает новому руководству реализовать какие-то замыслы. Молодости вообще свойственны неподчиняемость, амбициозность и желание заявить о себе как о чем-то лучшем. Типичные отношения отцов и детей: "старики" обычно ведут себя мудро, давая шанс другим. Но это в семье хорошо, а в бизнесе это чревато тем, что людей с опытом могут просто выкинуть за борт. Это вообще проблема старости. Как быть, когда ты полон сил и еще много чего не реализовал для компании, а она с тобой очень быстро, дождавшись пенсионного возраста, прощается. Тем не менее это западная модель поведения, построенная на жесткой конкуренции: если ты слаб, тебя выбрасывают.
РГ: Но ведь раньше такого не было?
Маховская: Наши социалистические образцы коллективности совсем другие: все остаются в коллективе до последнего, уж лучше пойдем на дно, но вместе. Нельзя сказать, какая из моделей лучше. В одном случае компания построена на продвижении вперед, омоложении кадров, росте бизнеса и очень жестоких отношениях, которые могут выдержать только молодые. С другой стороны, коллективность, которая не дает развиваться действительно одаренным людям. Вспомните, раньше требовалось много лет, чтобы повысить свой статус, получать премии и путевки. Но не надо думать, что все так тотально. Сейчас происходит своего рода конкуренция поколений.
РГ: Вы говорили, что предпочтение отдавали молодым и красивым. Естественно, это толкало людей уже немолодых идти на пластические операции и другие хитрости, чтобы оставаться конкурентоспособными. Например, наше телевидение. Откуда такая тяга к красивым и молодым лицам?
Маховская: Телевидение и шоу-бизнес с точки зрения психологии ненормальная среда. Не стоит брать их в качестве образца, хотя мы вынуждены на них смотреть и кое-что заимствовать. Есть каналы, которые ориентированы на молодежь, которая пойдет по трупам, чтобы добиться успеха, но есть и такие каналы, где учитывают интересы других возрастных групп и берут на роль ведущего, например, Николая Дроздова. Эта игра в хорошую внешность, в вечную молодость не так уж тотальна. Эти американские штучки могут заразить молодых, а вот старшие поколения остаются более или менее спокойными.
Внешность - это не только внешний облик, но и марка машины, мобильного телефона, место отдыха. Но впечатление производит не весь этот антураж, а уровень личных достижений. Вот ты лично на какие поступки готов и сколько в твой успех вложено твоих способностей? Вообще труд для моего поколения, кому за 40, остается важной ценностью. Мы всегда можем бросить молодым в лицо: у нас не было выбора и мы пахали, пахали, чтобы вас вырастить. Советская система заставляла работать. Может быть, это не всегда приятно. Но я не вижу другого выхода для любого человека кроме как работать. А внешность - это уже второстепенный вопрос. В моей среде, интеллектуальной, к этому вообще иронически относятся. Если я вдруг приду в шубе в пол и с пластической операцией, у меня все контакты в институте нарушатся.
РГ: Дефицит профессионалов - явление последнего времени?
Маховская: Профессионализм - это такая скрытая и не совсем очевидная ценность. Поэтому, наверное, новое поколение бросилось сразу осваивать внешнюю сторону. Многие из них учились за границей, получили по два образования, а профессионализма не хватает. Профессионал - тот, кто умеет распознать проблему, знает, как ее решить , берет на себя ответственность и доводит дело до конца. Особенность нового поколения менеджеров в том, что их учили и провоцировали всегда говорить "я могу" даже там, где в действительности они не могут. Конечно, это не профессиональный, а такой агрессивно-личный подход. Знаете, на Западе не встретишь людей, которые могут все. Наши люди - просто феноменально компетентные и имеют широкий кругозор. Мастер на все руки - это наша ценность. А на Западе часто специалист может гениально забивать гвозди в доску определенной плотности - и все. А все остальное - пилить, мебель строить - не умеет. И вопрос тут даже не в возрасте, а в том, чтобы найти человека, с которым можно было бы налаживать уникальный бизнес.