17.03.2006 04:50
Экономика

Евгений Ясин не боится инфляции

и предлагает из средств Стабфонда повысить зарплаты бюджетникам
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4020)
Читать на сайте RG.RU

"Если вы заботитесь о бедном населении, то лучше заплатите ему - повысьте зарплаты и пенсии, - посоветовал Ясин. - Но при этом завершите реформы в ЖКХ, здравоохранении, образовании и заложите рыночные основы на годы вперед".

Можно, например, утихомирить административными методами рост цен в ЖКХ, но они "вырастут в другом месте", объяснил вчера журналистам свою позицию экономист. В этом же русле он рассматривает и проблему использования средств Стабилизационного фонда, который создавался как аккумулятор "лишних" денег. По его мнению, нет большой беды в том, если часть нефтедолларового потока будет направлена на повышение заработных плат бюджетникам и пенсии. Да, это может "разогнать" инфляцию до 15 процентов в год, но зато позволит провести давно запланированные реформы в ЖКХ, здравоохранении, образовании.

Ясин, кстати, не совсем понимает, почему незначительные по сравнению с началом прошлого года темпы роста потребительских цен - с 4 процентов до 4,1 процента - вызвали столь бурные дебаты в правительстве.

Во всяком случае, если принимать во внимание "масштаб события и реакцию" - обещание уволить министров экономического блока за "профнепригодность". Тем более что в борьбе с инфляцией "увольнения не помогут".

Прежде всего, сказал вчера на пресс-конференции Евгений Ясин, при обсуждении проблемы инфляции происходит некоторая путаница в понятиях, причинах и следствиях. На самом деле согласно законам экономики в основе инфляции лежат все-таки монетарные факторы. А именно - избыток денег. Зарплаты, пенсии растут, поток нефтедолларов увеличивается, но рынок товарами насыщается слабо, предприниматели не вкладывают средства в развитие производств. Соответственно, дополнительные деньги не перевариваются экономикой, а уже как следствие этого происходит рост цен. Причем такой проблемы, напомнил Ясин, не возникало до 2003 года. Приток нефтедолларов обеспечивал рост денежного предложения до 52 процентов в год, 12 процентов из них "съедала" инфляция, но оставшиеся 40 процентов шли в экономику и работали. Успешное усвоение этих денег обеспечивал активно развивавшийся бизнес. Но появилось "дело "ЮКОСа" и прочие "наезды" налоговиков на крупный бизнес. Результата долго ждать не пришлось - предприниматели сбавили деловые обороты. К тому же, по мнению Ясина, в стране изменился курс экономической политики, и, несмотря на либеральные декларации, многие реформы были практически остановлены. Ясин считает, что бизнес и сегодня еще не оправился от шока, и именно спад деловой активности стал первопричиной начавшихся проблем с инфляцией.

Впрочем, некоторые меры по борьбе с ростом цен, предложенные министром экономического развития и торговли Германом Грефом, Ясин назвал разумными. Среди них - намерение более активно проводить антимонопольную политику и предложение поддержать потребительский спрос. Люди покупают товары, с рынка "оттягиваются" лишние деньги, но главное - это стимулирует производство и повышает деловую активность, пояснил Ясин. Она, в свою очередь, создает условия для общего экономического роста.

"Если говорить о перспективе, главным ресурсом российской экономики являются не нефть и газ, а свобода предпринимательства и доверие между бизнесом и властью", - считает экономист. Для повышения деловой активности он, кстати, вовсе не предлагает снижать налоги - их уровень и так один из самых низких в Европе. К тому же снижение налогов не позволит увеличивать зарплаты бюджетникам и пенсии. Куда важнее сейчас решить вопрос с улучшением налогового администрирования. А если проще, "не надо бизнес пугать, стращать прокурорами и налоговыми проверками". Надо лишь обеспечить ясные "правила игры", верховенство закона, независимость судов. Вот в Чехии, привел пример Ясин, темпы экономического роста составляют 9 процентов в год. Без нефти и газа, между прочим.

Инвестиции