17.03.2006 01:30
Общество

Эдвард Радзинский - не человек, а мастер-класс

Текст:  Павел Фролов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4020)
Читать на сайте RG.RU

Авторский вечер? Наверное. Просто два с лишним часа Эдвард Радзинский держал аудиторию за горло. С ним можно было спорить, не соглашаться. Но не слушать его в живом исполнении - невозможно. "Это не человек. Это мастер-класс", - заметил присутствовавший на вечере главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин.

Чем так захватывает аудиторию Радзинский? Талант артиста, море обаяния? Все это так. Но это ничего не объясняет. Наверное, секрет своего успеха у слушателя знает только сам Радзинский. Например, в начале вечера он объяснил, что выступать перед маленькой аудиторией (а собралось в зале агентства человек пятьдесят избранных) куда труднее, чем перед большой. Для справки: во время последнего выступления в Санкт-Петербурге Эдвард Радзинский собрал 3700 человек, причем цена билетов на первые ряды была порядка 2500 рублей.

Ему, конечно, виднее. Но одно можно сказать определенно: выкладывался маэстро перед малым залом на все сто процентов. Или лучше сказать: на все двести пятьдесят. И зал слушал его затаив дыхание. Ведь Радзинскому достаточно произнести одну фразу: "Я пришел к Чубайсу ночью", - произнести тем самым, своим, неповторимым голосом, который умеет пародировать только Максим Галкин, чтобы все воочию увидели и эту ночь, и Чубайса.

Когда он рассказывал, как шесть часов подряд снимал передачу о Сталине на его ближней даче, то передал атмосферу съемок предельно просто: "Я чувствовал, что е м у это не нравится". И всем все стало понятно.

Радзинский рассказывал вещи, которые выдумать нельзя. Потому что выдумать такое невозможно. Например, как его лечил от сердечной болезни последний врач Михаила Булгакова. Когда Радзинский спросил его о медицинском состоянии, в котором находился перед смертью Михаил Афанасьевич, доктор ответил просто: "Его сердце было разорвано инфарктами".

Одной из самых интересных историй "от Радзинского" был сюжет о его посещении президентского архива, когда он работал над книгой о Сталине. Не менее интересна была история о том, как в руки Джорджа Буша попала книга Радзинского об Александре II и убивших его террористах. "Вы понимаете, - сказал маэстро, - что если Бушу его советники дают прочитать книгу о поваренной соли, то это значит, что с поваренной солью возникла проблема в Ираке". То есть просто так президенты ничего не читают.

Одним словом, Радзинский был равен себе. Историк, драматург, писатель, актер, шоумен... С ним можно спорить, можно не соглашаться, его можно даже не любить. Но не слушать его в живом исполнении - невозможно. Потому что это не человек. Это - мастер-класс.

Образ жизни