17.03.2006 01:50
Общество

В России свыше 2, 3 миллионов раковых больных

Только на официальном учете в стране более 2 миллионов 300 тысяч онкобольных
Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4020)
Читать на сайте RG.RU

Онкологических больных в России - все больше. Сейчас только на официальном учете более 2 миллионов 300 тысяч пациентов. А есть еще и те, кто оказался вне этой статистики. Почти 150 тысяч человек каждый год признаются инвалидами по причине онкологического заболевания.

Да, достижений в области профилактики, диагностики, лечения раковых заболеваний немало. Но человеку, которому поставлен раковый диагноз, от этого, можно сказать, не легче. Он жаждет конкретной, эффективной помощи. Всегда ли он ее может получить? Особенно, если живет за тридевять земель от столиц. По закону он имеет на нее право. Но, увы, нередко это лишь декларация. Не более того.

На вчерашнем "круглом столе" в Госдуме не случайно вспоминали шестой Всероссийский съезд онкологов. На нем по инициативе Движения женщин России провели опрос 700 российских онкологов. И вот в чем они единодушны. Все врачи должны иметь возможность использовать самые эффективные и современные препараты в повседневной практике. Российские граждане должны иметь реальные права на бесплатную раннюю диагностику, а больные - на получение качественного и эффективного лечения, соответствующего уровню мировых стандартов.

А между тем каждый год экономический ущерб, наносимый онкозаболеваемостью, составляет более 90 миллиардов рублей. И если ситуация не изменится и тенденции к росту заболеваемости сохранятся, то к 2010 году государство будет терять по 200 миллиардов рублей. Такова экономическая сторона вопроса. На вчерашнем заседании приводились и иные цифры. Да и как без них, если в разговоре участвовали ведущие онкологи страны - президент Академии медицинских наук, директор Российского онкологического научного центра академик Михаил Давыдов, заместитель директора этого центра по научной работе профессор Михаил Личиницер, главный врач городского онкологического диспансера Санкт-Петербурга Георгий Манихас, исполнительный директор Всероссийской онкологической социальной программы "Равное право на жизнь" Дмитрий Борисов, главный онколог Татарстана профессор Рустем Хасанов, главный онколог Сибирского федерального округа профессор Виктория Дворниченко, главный онколог Тюменской области профессор Михаил Наумов...

Не случайно называю главных онкологов с мест. Разница в выявлении, качестве лечения онкобольных в центре и в регионах столь разительна, что далее с этим мириться просто безнравственно. Не случайно и то, что инициаторами многих перемен в этой области стали именно регионы. Естественно, всех, так или иначе причастных к данной проблеме, не могло, мягко говоря, не удивить, что онкология не вошла в приоритетные направления национального проекта "Здоровье". Потому в Астрахани, Ростове, Туле и некоторых других регионах России разработаны или разрабатываются свои целевые программы развития онкологической службы. Но очевидно, необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон: и государства, и власти, и ученых, и представителей практической медицины, и бизнеса. Необходимо в рамках национального проекта "Здоровье" приоритетным выделить развитие онкологической службы. Именно с такой инициативой выступили ведущие российские онкологи, объединив все вышеперечисленное в рамках одной социальной программы "Равное право на жизнь".

Всемирная организация здравоохранения среди задач противораковой борьбы основными по праву считает профилактику и раннее выявление недуга. Именно это определяет продолжительность жизни больного, успех или не успех проводимого лечения. Вот какие тут цифры. На профилактику выделяется в мире 30 процентов финансовых средств, на лечение 50, на реабилитацию 20. Это данные мировой практики. А вот данные российские. Из средств обязательного медицинского страхования на профилактику расходуется 6 процентов, на лечение 94, на реабилитацию - ничего! Так-то вот! А без нее рассчитывать на серьезные успехи в преодолении рака невозможно. Ведь помимо прочего раковый диагноз при любом результате - всегда огромный стресс. И для избавления от него, для возвращения человека к нормальной жизни необходимы усилия не только онкологов, но и психологов. То есть должна быть специальная служба, которой пока повсеместно нет.

И все же, и это еще раз показал прошедший вчера "круглый стол", более всего требуется внимания к ранней диагностике злокачественных заболеваний. Да, согласно национальному проекту "Здоровье", предусмотрено проведение диспансеризации населения. И можно рассчитывать, что профилактические осмотры помогут "поймать" недуг вовремя. Пока же, например, в 2004 году больные с третьей, четвертой стадиями опухолевого процесса составили 60 процентов от общего числа пациентов с впервые выявленными злокачественными новообразованиями. Эти больные, а их более 270 тысяч, каждый год в первую очередь представляют группу повышенного риска. Спасение таких больных - даже в современных условиях даже в самых продвинутых клиниках - проблематично.

Вновь и вновь приходится говорить о том, что не всегда врач готов к раннему выявлению недуга. Не готов и потому, что не обучен этому, знания его устарели, не готов потому, что в учреждении, где он работает, нет современных приборов для диагностики. И еще потому, что россияне не научились беречь свое здоровье. А значит, для того, чтобы программа "Равное право на жизнь" не стала лишь благим пожеланием, нужно прежде всего учить врачей, нужно, чтобы медицина высоких технологий, предусмотренная национальным проектом "Здоровье", стала достоянием не только центра, но и регионов.

Участники "круглого стола" предложили пути совершенствования онкологической помощи россиянам. Прежде всего надо обратить внимание на профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов-онкологов. Необходимо внедрение стандартов обследования и лечения раковых больных, единых для всех регионов России. Больной вопрос: лекарственное обеспечение таких больных. Стоит оно очень дорого, и не по карману большинству россиян. Поэтому тут совершенно необходима государственная поддержка. А значит, никуда не уйти от государственных гарантий предоставления бесплатной помощи. В совершенствовании нуждается лабораторно-техническая база онкоучреждений.

Особый разговор о тех, кого уже спасти нельзя. Рак на последних стадиях - это нечеловеческие мучения. Даже наблюдать их со стороны невыносимо. Не в каждой семье есть условия для того, чтобы такой больной находился дома. В больницу, даже в онкологическую, его, как правило, не берут. Хосписов для таких страдальцев фактически нет. А они должны быть. Человек имеет право на достойный уход из жизни. Он не должен мучиться. Для этого существует паллиативная помощь. Где, кто ее сейчас может оказать? Она пока не стала составной частью нашей службы здоровья.

   компетентно

Татьяна Яковлева,
председатель комитета Госдумы по охране здоровья:

- Наша встреча посвящена важнейшей проблеме, которая давно вышла за рамки медицины. Распространенность и ежегодное увеличение количества онкологических больных значительно ухудшает и без того не простую демографическую ситуацию. Во всем мире, по данным Всемирной организации здравоохранения, от рака ежегодно умирают более 7 миллионов человек. Каждая седьмая смерть в мире связана с онкологией! Так не может, не должно продолжаться, потому столь актуальна инициированная самими онкологами Всероссийская социальная программа "Равное право на жизнь".

Как дальше развивать онкологическую службу и ее финансирование? Речь не только о денежных вливаниях в профилактические, лечебные, реабилитационные мероприятия, но и о финансировании материально-технической базы, лабораторий. Без этого нельзя усилить профилактику. А главное: надо повысить доступность и качество дорогостоящих операций. Мы надеемся быть услышанными всеми, от кого в той или иной степени зависит здоровье россиян.

Здоровье Внутренняя политика