Это было бы смешно...
Девочка Маша лет пятнадцати обратилась в суд с иском по поводу теории Дарвина о происхождении человека от обезьяны - не согласная она с английским ученым.
Человек Андрей Малахов обрадовался и зазвал ее на свою программу "Пусть говорят" с тем, чтобы она оповестила всю российскую общественность о своих претензиях к Дарвину и к средней школе. Машенька тоже обрадовалась и с сознанием своей значимости бросила вызов таблице умножения. Ей внимал солидный ареопаг, в который вошли ученые, мыслители, священнослужители, поп-артисты, просто артисты, евразиец Дугин и еще агрессивные тетки с улицы, завсегдатаи этой программы.
Последние, наверное, в штате Первого канала - так часто их приходится видеть в эфире. Функция у них одна - прокричать какое-нибудь оскорбление и таким способом повысить градус полемики. А дальше все само пойдет.
Само пошло и на сей раз. Все тут же возбудились. А тем, кто пытался в громокипящей полемике сохранить хладнокровие и позволял себе иронию (эрудит Анатолий Вассерман), ведущий тут же затыкал рот.
Амбициозная троечница сначала была весела, агрессивна и криклива, а потом расплакалась... Это, когда певец Сергей Мазаев посоветовал девочке учиться "тщательнее" и книжки читать.
Его тут же Малахов за нетактичное поведение выставил из студии.
...Не так вредоносны шариковы обоих полов и всех возрастов, как швондеры-телеведущие, их поощряющие в невежестве и мракобесии.
Это было бы грустно...
Малолетняя антидарвинистка вкупе с засильем в эфире малолеток-рожениц, малолеток-убийц, малолеток-самоубийц, малолеток-проституток выдает склонность нашего ТВ к педофилии в хорошем смысле этого слова, если таковой существует в природе.
Не педагогика же то, что мы увидели и услышали. И даже не педиатрия.
Ситуация предельно прозрачна: речь в принципе идет не о лечении разного рода извращений, а о том, что телеканалы предпочитают делать рейтинг на проблемном ребенке. Точно так же, как они его делают на крови и на страданиях взрослых.
Кажется, на позапрошлой неделе после аналогичной помойки, вываленной на зрителя, лицо канала НТВ телеведущий Владимир Соловьев вызвал на ковер двух видных кинематографистов Александра Митту и Сергея Сельянова и поставил им на вид перегруженность киноэкрана сценами убийств и прочих кошмаров.
Видным кинематографистам на это бы ответить: чем кумушек считать трудиться... Но из деликатности они промолчали.
Понятно, что не телеведущий отвечает за репертуар своего канала, но какая-то элементарная, приблизительная ответственность за то, что происходит в непосредственной близости от тебя, могла бы быть. Действительно, Владимиру Соловьеву не худо было бы оборотиться на ту делянку, на которой он трудится, поскольку НТВ как-то особенно последнее время в этом отношении отличается.
Мало того, что субботний и воскресный "праймы" канала забиты документально-уголовным экстримом, так и будние вечера его от начала до конца обналичены художественно-криминальным мылом.
Морализировать многие горазды. Не многие из моралистов имеют на это моральное право. Но что всего смешнее - это когда они занимаются опискинщиной, апеллируя к государству. У них на устах вопль одной строгой дамы из "Алисы в стране чудес": "Правительство! Куда смотрит правительство?!"
А куда смотрит Дума?
Ответом на этот вопрос как раз в последнем выпуске заинтересовался политический обозреватель телеканала ТВЦ Алексей Пушков. Из всех политических аналитиков он больше других озабочен проблемами отечественной культуры и духовной безопасности. Его уже который месяц волнует, что в одном из спектаклей Большого театра нашлось место привокзальным проституткам, а с уст одного из оперных персонажей срывается слово "паскуда".
Господин Пушков, не умея играть на флейте, пытается что-то исполнить на таком сложном инструменте, как художественная культура. Правда, не без помощи компетентных лиц. Например, артистки балета Анастасии Волочковой. Или бывшей артистки и настоящей коммунистки Елены Драпеко.
На сей раз ему на помощь поспешил артист Николай Губенко с новым законопроектом, принятие которого позволит преследовать в уголовном порядке мастеров культуры, пользующихся ненормативной лексикой в худпроизведениях.
Господи, как же они надоели - эти ревнители культуры! То какой-нибудь Чуев вылезет с законодательной инициативой о порнографии, ни сном ни духом не ведая, что это за зверь. То объявится еще один борец с насилием на экране и засилием тлетворной зарубежной продукции. И им никак невдомек, что художественный мир - это автономный мир со своими этическими законами, со своей правдой, именуемой художественной. Но ничего другого эти господа не могут предложить, кроме как силовые приемы, санкционированные государством.
А чем конкретно может помочь государство? Оно может дать вольным художникам фельдфебеля в Вольтеры. Есть, правда, другой вариант: назначить какого-нибудь Вольтера фельдфебелем. Но, боюсь, что это еще хуже.
Если поверить Дарвину, что Вольтер произошел от обезьяны, то почему бы не предположить, что возможно и обратное. В советскую пору такую инволюцию мне не однажды приходилось наблюдать.
Приглашение в фельдфебели
Фельдфебелем, который четко построил бы культуру, мог бы стать Александр Проханов. Он теперь на нашем телевидении во всех бочках затычка. (Может, и он в штате ТВ, как те тетки из программы "Пусть говорят").
Таковой стал и на новой программе "Премьера со зрителями".
Хорошая идея лежит в ее основе. И хороший фильм был выбран для просмотра и обсуждения - "Гарпастум". Реализована она пока неважно. Возможно, потому что создатели не договорились о сверхзадаче, будут ли они пиарить фильм или спорить с ним, о нем? В данном случае получилось ни то ни се. Восторги перемежались с легкими наездами на картину и живым обсуждением эротической сцены. С лиц профессиональных критиков не сходило недоуменное выражение: что они тут делают?
Зато "кинокритику" Александру Проханову было что сказать. Он объяснил, что фильм про то, как мир свихнулся и крутится вокруг футбольного мячика. То, что он сказал, показалось ведущей эстетической концепцией. Хотя на деле это его заветная геополитическая конструкция - что-то должно вокруг чего-нибудь вертеться. Архимеду нужна была точка опоры, господину Проханову - ось. Ею когда-то был Советский Союз. Теперь он видит в этой роли газовую трубу.
Так что Александр Андреевич всего лишь натянул свою политическую концепцию на подвернувшийся ему "Гарпастум". А если этого Вольтера произведут в фельдфебели, то он ее натянет и на всю культуру.
Так что напрасно телеведущая позвала господина Проханова в кинокритики. Надо бы помнить завет Ежи Леца: "Не уговаривай кретина создать шедевр. А то он еще его создаст".
Ссылка по теме: 15-летняя школьница против естественного отбора