21.03.2006 03:40
Экономика

Сергей Круглик: рынок жилья пока растет недостаточно быстро

, или Почему реализация важнейшего национального проекта началась с невысокого старта
Текст:  Михаил Махлин
Российская Бизнес-газета - : №0 (548)
Читать на сайте RG.RU

- Сергей Иванович, насколько ощутимо действие новых механизмов стимулирования спроса и предложения на рынке жилья, многие ли люди воспользовались дополнительными возможностями перейти из разряда очередников в потенциальных покупателей жилья?

- Есть положительная динамика. В 2005 году ввод жилья увеличился на 6 процентов и составил 43,6 миллиона квадратных метров. Но этого явно недостаточно. Мы закладываем в расчеты ежегодный рост на 9-12 процентов. Только так можно в 2010 году выйти на ввод 80 миллионов квадратных метров.

Меры поддержки, направление действий субфедеральных и муниципальных властей выбраны правильно. Это не вызывает сомнений. И столь же очевидно, что главным сдерживающим фактором стал, скажем так, земельный вопрос. Остро не хватает территорий, подготовленных для массовой застройки.

Для справки: в очереди на улучшение жилищных условий стоит примерно 4,5 миллиона семей. Причем 1,2 миллиона семей имеют установленные законодательством права по обеспечению жильем. Также в рамках федеральной целевой программы "Жилище" определены нуждающимися 2200 государственных гражданских служащих центральных аппаратов федеральных органов власти, 20 тысяч их коллег в регионах, более 306 тысяч ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Среднее ожидание в такой очереди 15-20 лет и более.

- Сергей Иванович, давайте отрешимся от магии больших чисел. За миллионами, миллиардами условных единиц стоят конкретные человеческие судьбы. Можем мы сказать, сколько военнослужащих, "чернобыльцев", ветеранов, молодых семей да просто граждан улучшили свою жизнь благодаря национальному проекту?

- Об этом надо говорить в декабре. Ведь реальное финансирование начнется с апреля. Не прекращалось оно для военнослужащих. С начала года погашено их жилищных сертификатов на 1,8 миллиарда рублей.

Но вы затронули очень больную тему. Мы хотим знать, сколько семей по тем или иным обстоятельствам покинули очередь, сколько объективно нуждается в социальной поддержке. По идее, такими данными должны были бы обладать регионы, муниципальные образования. Однако они, к сожалению, пока не владеют ситуацией.

- Почему?

- Денег-то до последнего времени не было. Теперь они появились. И проснулся интерес местных властей к жилищной проблеме. Мы поставили перед ними задачу в первом полугодии провести своего рода инвентаризацию жилищной проблемы.

Редкий, но показательный опыт, когда на местах не ждут "ценных указаний". В Ростовской области числилось 98 тысяч очередников. После "инвентаризации" оказалось 46 тысяч.

- Существует версия, что часть вводимого жилья уходит не для улучшения жилищных условий, а для последующей перепродажи. Этакий спекулятивный прием вложения средств в недвижимость. Как, на ваш взгляд, такая практика сказывается на росте цен квадратных метров?

- Определяющей роли это не играет - один-два процента...

- При росте в шесть процентов - немало.

- Надо говорить о 43,6 миллиона квадратных метров ввода жилья.

- Тоже неслабо.

- Ну и что? Перепродали квартиру - все равно кто-то улучшил свои условия. Сдали в найм - такая процедура предусмотрена Жилищным кодексом. Пусть хоть двадцать квартир покупают. Что поделаешь, если в стране не развит фондовый рынок и свободные средства нельзя вложить в акции.

Иной вопрос к налогообложению. Если квартира приобретена не для проживания, то платить за ее содержание надо бы больше. Данная тема проходит не по нашему ведомству. Хотя замечу, что актуальна она для таких центров, как Москва, Санкт-Петербург, и еще нескольких городов.

- Наверное, вы догадываетесь, что в большинстве своем жилье сдается в найм "по-черному"?

- Попробуйте-ка прийти в налоговый орган и сообщить, что стали арендодателем. Да вас два-три дня заставят в очередях стоять, чтобы вы заплатили свои деньги. В современных условиях достаточно было бы одного телефонного звонка.

- Всероссийский форум по строительству и ЖКХ, совещания в администрации президента и правительстве, встреча президента с Советом Федерации - все эти события прошедшей недели подчеркнули две болевые точки, препятствующие увеличению ввода жилья: отсутствие подготовленных земельных участков и состояние стройиндустрии и промстройматериалов. Излечим ли этот недуг?

- Еще когда мы приступали к разработке пакета законопроектов по жилью, было ясно, что проблемными станут 2006 и 2007 годы. Я искренне рад, что рост ввода продолжается. На самом деле ожидался спад. Во-первых, из-за нехватки земельных участков, оборудованных инфраструктурой, во-вторых, из-за отсутствия порядка доступа к ним.

Буквально на днях мы обсуждали эту проблему у руководителя администрации президента Сергея Семеновича Собянина. На всю Россию только 15 городов имеют правила землепользования и застройки. А если таковых не имеется, то все процессы будут носить, мягко говоря, субъективный характер.

Проблема усугубляется нехваткой квалифицированных кадров по данной теме в региональном и тем более муниципальном звене. Работа предстоит многоплановая и очень трудоемкая.

Где-то ее ведут параллельно с наращиванием объемов жилищного строительства, где-то изыскивают средства на ее проведение. Картина получается весьма пестрая.

Что касается стройматериалов, то на днях у первого заместителя председателя правительства Дмитрия Анатольевича Медведева собирались их производители. Проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что имеющихся мощностей достаточно для решения задач национального проекта. Сейчас они используются на 40-60 процентов. Экспорт-импорт составляют всего 4-6 процентов. В себестоимости одного квадратного метра материальные затраты занимают не более 43 процентов. Так что с количественной стороной вопроса все более или менее ясно.

Иное дело, что в наследство от советских времен остались предприятия-гиганты, для которых региональный рынок европейской части страны мал. В то же время за Уралом не хватает производственных мощностей. Перевозка же материалов на расстояние свыше 150-200 километров делает их убыточными. Недавно я побывал в Иркутске. Мелкоштучные пено- и газобетонные блоки завозят туда из Красноярска аж за полторы тысячи километров. Такова действительность. Понятно, что регионы должны озаботиться развитием собственных производств оптимальной мощности, чтобы цена вводимого жилья была менее "кусачей".

- В минрегионе чуть ли не каждую неделю рассматривают схемы развития субъектов Федерации. Наверное, там учтены задачи национального проекта?

- Не случайно на одном из последних совещаний полпреды президента предложили в каждом федеральном округе выделить регионы, где в законодательном порядке были бы закреплены меры по развитию местной промышленности стройматериалов с учетом имеющихся природных ресурсов. Такая балансировка просто необходима.

В Сибири и на Дальнем Востоке пока не пережили такой строительный бум, как в европейской части страны. У нас есть субъекты Федерации, где под разными наименованиями на самом деле оперируют на строительном рынке одна-две компании. Для населения численностью два-три миллиона человек вводится несколько десятков домов в год. Возможности для развития стройиндустрии неисчерпаемы.

- Контроль и надзор. Есть ли такой федеральный орган, чтобы следить за порядком на стройках?

- Совсем недавно появился Росстройнадзор.

- Будут ли продлены сроки бесплатной приватизации жилья?

- Наверное, да. Хотя, на мой взгляд, это неправильно. В Армении, например, доприватизировались до того, что в социальном найме осталось 3 процента жилого фонда. А в Швеции - 40 процентов социального жилья. Надо исходить из того, что Россия - социально ориентированная страна, и оставить 20 процентов для социального оборота.

- Социальная ориентированность, Сергей Иванович, в первую очередь подразумевает соблюдение гражданских прав. А они-то нарушаются.

- Это вопрос к правоохранительным органам.

Жилая недвижимость Внутренняя политика Минэкономразвития