Веймарский синдром! Как говорил Черномырдин, "без призраков мы не можем". Только не "призрак коммунизма", а призрак "веймарского синдрома" с 1991 года бродит по России.
Откуда взялся призрак, очевидно - постимперский синдром. Чувство национального унижения обостряет комплексы, обращенные во внешний мир. Это - с одной стороны.
С другой стороны, происходящее во всем мире великое переселение народов с Юга на Север порождает неизбежные национальные трения, провоцирует ксенофобию внутри страны. Кстати, ксенофобские настроения есть не только у доминирующей нации по отношению к мигрантам, но и у мигрантов по отношению к доминирующей нации. Мы в России этот второй процесс видим в основном по ТВ, когда показывают пожары в Париже, скажем. Но если возникнут районы компактного проживания приезжих, то вполне возможно, что "свой Париж" будет и у нас.
Наконец, как положено при общем ослаблении организма, воспаляется и "еврейский вопрос". Вопрос для России абсолютно нелепый: при полнейшей ассимиляции немногочисленных евреев они, если чем-то и отличаются от русских, так только "фонетически" - фамилиями, скажем. Но кто же ищет в антисемитизме логику и здравый смысл!
Таков объективный фон. За последние годы он, казалось бы, должен стать спокойнее хотя бы из-за очевидного повышения уровня жизни и понижения уровня политической активности.
Однако есть и другая закономерность - сон разума рождает чудовищ. Гласность наносит раны, но все-таки хотя бы отчасти сама их лечит. А чем меньше гласности, публичных политических дискуссий - тем гуще мифология, причем часто прямо-таки пещерного происхождения.
Кроме того, если в 1990-е национальное самосознание болезненно переживало "отступление России", то сейчас оно столь же нервически, часто неадекватно переживает "наступление России". По ходу этого "наступления" опять усиливается "поиск врагов" (впрочем, что искать - они и так известны, "англо-американка гадит"!). Аппетит приходит во время еды и всегда ее опережает: если у России есть успехи, то гораздо больше растет ожидание успехов, подстегивание "имперского реванша".
И здесь практически невозможно отделить естественное и неизбежное возрождение национального достоинства, без которого ни одной стране, а тем более такой большой, как Россия, просто не прожить - от нелепого и саморазрушительно-агрессивного реваншизма. Все понимают (и почти все говорят): надо любить свое, но не ценой ненависти к чужому. Беда лишь в том, что сказать это необыкновенно легко, а воспитать себя так необыкновенно трудно.
Впрочем, дорогу осилит идущий...
Вот отсюда и главный вопрос: туда ли идет наше общественное сознание? К патриотизму, достоинству, терпимости - или к реваншизму, агрессии, ксенофобии?
Одно из отрадных явлений последних месяцев - то, что власть, видимо, все же осознает опасность растущего этнического национализма. Об этом несколько раз говорил Путин. Недавно принят так называемый "Антифашистский пакт", смысл которого очень прост - воспитывать нетерпимость к нетерпимым, к национализму, ксенофобии, ко всему тому, что (пусть и с захлестом) названо фашизмом.
Не будем вдаваться в терминологические споры и тревожить тени Муссолини и Ханны Арендт, Вагнера и Х.С.Чемберлена, Ницше и Оруэлла - тех, кто создавал, анализировал, разоблачал идеологию фашизма, не будем углубляться в академические споры о соотношении фашизма, нацизма, тирании, тоталитаризма и т.д. до бесконечности.
"Гоблины"-скинхеды знать не знают, кто такой отец расизма Жозеф де Гобино, но в их бритых (изнутри) черепах ворочается пара "идей": "хачей" надо бить, "Россия для русских". Сходные мысли (с обратным знаком) и у их братьев по отсутствию разума - скажем, у представителей экстремистского исламизма. И будем справедливы: "интеллектуальное богатство" фашизма, в общем, вполне сводится к этим немудреным формулам. Так что наклеить на данную идеологическую сивуху проверенную бирку "фашизм" - это совсем не насилие над истиной.
Итак, раз под шапкой антифашизма объявлено о борьбе с ксенофобией, с растущим агрессивным национализмом - это можно лишь приветствовать. И меры, кстати, предложены в принципе вполне разумные - делегитимировать политиков/публицистов, играющихся в национализм, в ксенофобские настроения, превратить их в "нерукопожатых маргиналов". Верно: если формально букву закона они и не нарушали, то должно же быть какое-то моральное чувство общества. И раз само инфантильное общество неспособно мыть руки после общения с ксенофобами, то пусть власть учит его этой процедуре.
Таковы плюсы. Не менее очевидны минусы.
Раз импульс (как и всегда у нас) дан сверху, то и сам антифашизм рискует оказаться и бюрократическим, и конъюнктурным. Например, одной из первых этот пакт подписала ЛДПР. Очевидно, что их главный антифашизм в том, что они не имеют вредной (но отнюдь не фашистской!) привычки ссориться с начальством.
С другой стороны, обвинения в "пособничестве фашистам" чересчур щедро раздаются в адрес тех оппозиционных политиков, которые уж совсем не националисты, не ксенофобы. Объявить их "фашистами" - очевидный удар ниже пояса. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что повод для таких обвинений дают и сами "либеральные демократы" (не путать их с ЛДПР!). Их очевидный (иногда стыдливый, иногда открытый) флирт с НБП, заявления о готовности строить "единый фронт" и с "Родиной" - что это? Если они чувствуют свое собственное бессилие и готовы из-за этого идти в "попутчики" к националистам, то, ей-богу, в этом случае лучше уж не брать грех на душу, а честно и тихо уйти с политической сцены вообще... А то ведь что получается? Единый фронт либералов с НБП под лозунгом "Защитим свободу так: Сталин-Берия-ГУЛАГ!". Так, что ли?
И наконец, главное. С моей точки зрения, бороться с фашизмом, одновременно, мягко говоря, не стараясь преодолеть агрессивно антиамериканские настроения в обществе, - это все равно что воду решетом носить. Не потому, конечно, что США "всегда правы" и вообще "белые и пушистые". Разумеется, нет! Но все дело в том, что реальные США с их конкретной (часто агрессивной) политикой к нашему "антиамериканизму" вообще имеют очень слабое отношение. На самом деле под защитой псевдонима "антиамериканизм" в нашей стране очень часто выступают имперские комплексы, "оборонное сознание". Органично соединяясь с ксенофобией, эти комплексы образуют устойчивую авторитарную структуру сознания - питательную среду для профашистских взглядов.