21.03.2006 02:30
Экономика

Реформа МСУ: замполпреда посоветовал воронежцам искать компромиссы

Что мешает муниципальным образованиям в полной мере зажить по требованиям 131-го закона?
Текст:  Лариса Карташова (Воронеж)
Российская газета - Черноземье: №0 (4022)
Читать на сайте RG.RU

Пользуясь присутствием высокого гостя, представители воронежского истеблишмента в течение двухчасового совещания в мэрии успели поведать, кажется, обо всех городских бедах: начиная с отсутствия в жилых домах приборов учета и заканчивая состоянием воронежского водохранилища в канун паводка. Обобщив все сказанное, можно выделить три группы проблем, которые, так скажем, не способствуют полной и безоговорочной победе местного самоуправления (напомним, что согласно решению воронежского губернатора Владимира Кулакова, закон «Об общих принципах местного самоуправления» на территории области вступил в силу в полном объеме с начала 2006-го года).

Во-первых, речь идет о недоработках законодательно-нормативного свойства. В частности, до сих пор не принят региональный закон о разграничении полномочий между областной администрацией и муниципальными образованиями. Когда нет полной ясности, кто за что отвечает, проблемы неизбежны. К примеру, муниципалитетам частично делегировали некоторые государственные полномочия, как то: охрана труда, защита прав потребителей, работа с несовершеннолетними, молодежью призывного возраста, жертвами репрессий и др. Но не подкрепили их финансами. К числу законодательно-нормативных «прорех» относят также отсутствие так называемого социального стандарта, «единого и неделимого», исходя из которого должны финансироваться, например, лечебные учреждения. Сейчас же складывается ситуация, когда больницы, находящиеся на региональном обеспечении, содержатся – в плане ремонта, оснащенности оборудованием и т.д. – куда лучше, нежели больницы муниципальные. Эта «дискриминация» тем более непонятна, что в стенах одного и другого учреждения находятся воронежцы – одни лечат, другие получают медицинскую помощь.

К разряду дельных можно отнести предложение и.о. главы управы Коминтерновского района Виктора Некрасова по поводу необходимости принятия федерального закона о муниципальной милиции, где бы оговаривался статус, права и обязанности, финансирование «местных» стражей порядка, при помощи которых скорее удастся навести этот самый общественный порядок.

Как и следовало ожидать, муниципальных руководителей более всего волнуют вопросы финансово-бюджетного свойства. К примеру, не раз в ходе разговора вспоминали тарифную новацию этого года - ограничение роста цен на услуги ЖКХ в целях обуздания инфляции. По словам вице-мэра Воронежа Вячеслава Артемова, этот ценовой «шлагбаум» приводит к образованию выпадающих доходов у поставщиков услуг. Эту недостающую сумму обязательно надо компенсировать, в противном случае коммунальные предприятия, работающее из-под палки (на административном ресурсе вместо «топлива»), либо разорятся, либо – как это принято у монополистов, и как это не раз случалось в Воронеже - возьмутся за рубильник, грозя отключениями горячей воды или отопления. В шестимиллиардном воронежском бюджете, реальный (в смысле не тот, что зафиксирован на бумаге) дефицит которого достигает почти 50 процентов, средств на эти «незапланированные» расходы нет. Надо бы, по мнению заместителя главы городской администрации по финансово-экономическим вопросам Сергея Коноплина, определить источник финансирования этих расходов. В качестве примера вице-мэр привел Белгородскую область: там средства предусмотрели в региональном бюджете.

И, наконец, третья группа проблем, возникающих при реализации 131-го закона, – организационного, если так можно выразиться,  характера. Просто разные службы и ведомства не могут или не хотят находить общий язык даже тогда, когда речь идет о решении важных проблем. К примеру, не один месяц продолжается судебная тяжба между воронежским управлением Росимущества и городским комитетом здравоохранения. Дело в том, что федералы, занимаясь разделом имущества в исполнение законодательства о местном самоуправлении, решили выселить центральную городскую станцию скорой медицинской помощи. Между тем, станция располагается в здании медакадемии с 1967 года, и переезжать из приспособленного и обжитого помещения никуда не собирается. Эта проблема, поднятая на совещании, была тут же решена: воронежские распорядители федеральной собственности в присутствии заместителя полномочного представителя президента пообещали, что не будут выселять «скорую». Получается, что для разрешения этого конфликта достаточно было сесть за стол переговоров. Аналогичная история с земельными участками под 47-ю объектами Минобороны, которые уже два года не могут поставить на кадастровый учет, из-за бюрократической волокиты в мэрии. Примеров подобной несговорчивости – множество.

По словам Николая Макарова, многие вопросы были подняты муниципалами обоснованно: «Для того мы и изучаем мнения на местах, собираем дельные замечания, чтобы откорректировать то, что нуждается в корректировке». Вместе с тем, заместитель представителя президента дал понять, что отношения между ведомствами и, в частности, между городской и областной властью оставляют желать лучшего: «Большинство проблем, которые здесь обсуждались, - вполне решаемы на муниципальном и региональном уровнях. Нужно встречаться, договариваться, искать компромисс. Незачем устраивать баталии. Нужно помнить главное: у всех нас по большому счету одна цель - улучшение качества жизни людей».

Бюджеты регионов Воронежская область Воронеж Центральная Россия