Вчера в Государственной Думе состоялись парламентские слушания. Депутаты, мэры, эксперты рассказали, как работал новый Жилищный кодекс в течение года после того, как вступил в силу, и обсуждали, какие его положения нуждаются в корректировке.
По мнению одного из авторов кодекса, председателя думского комитета по законодательству Павла Крашенинникова, все проблемы можно поделить на "надуманные" и "объективные". Например, ЖК нередко ругают за то, что он якобы развязал руки региональным властям, бесконтрольно устанавливающим коммунальные тарифы. И к тому же "разрешил" выселять неплательщиков. Напомним, именно эти обвинения звучали во время недавних акций протеста во многих российских городах.
Крашенинников напомнил: напрямую к тарифной политике кодекс отношения не имеет - его статьи нисколько не мешали принять в конце декабря прошлого года закон о сдерживании тарифов; а что касается выселения за полугодовую неуплату, эта норма появилась в нашем законодательстве задолго до нового ЖК, только долгое время она была "спящей". Пока отрасль активно дотировалась из бюджета, а население платило намного меньше реальной стоимости получаемых услуг, у коммунальных организаций просто не было стимула "гоняться" за неплательщиками.
Но, отметил глава комитета по законодательству, во время годового мониторинга за тем, как работает закон в регионах, выявилась также масса "объективных" проблем. Во многих из них, кстати, виноваты не только законодатели, что-то недодумавшие, но и исполнительная власть. Речь, например, о сроках окончания бесплатной приватизации, которая, напомним, должна закончиться до 1 января 2007 года. Поскольку ни муниципальные органы власти, ни федеральная регистрационная служба во многих городах оказались не готовы к наплыву граждан, решивших оформить квартиры в собственность, возникли ажиотаж, очереди и связанные с этим злоупотребления. Аналогичные, связанные с чиновничьим неисполнением закона, проблемы - и с приватизацией общежитий, и с оформлением границ земельных участков под многоквартирными домами, и с формированием ТСЖ, и с переходом к новой модели управления жильем при помощи управляющих компаний.
Некоторые, наиболее неотложные вопросы, напомнил вчера Крашенинников, уже оформлены в виде поправок в законодательство. Так, предполагается уже на этой неделе рассмотреть в Госдуме в первом чтении законопроект о продлении сроков приватизации до 1 марта 2010 года.
Но многое зависит и от правительства, которое должно было принять несколько десятков подзаконных актов. Но год прошел, а многих документов до сих пор нет. Что уж тогда сетовать на то, что и на региональном уровне нужная нормативная база готовится крайне медленно. Вот только несколько примеров. Как сообщила президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева, лишь в 46 из 73 "промониторенных" регионов приняты законы о порядке признания граждан малоимущими для постановки в очередь на получение социального жилья. Лишь в конце прошлого года минрегион выпустил, наконец (а правительство утвердило своим постановлением), новый порядок расчета и предоставления жилищных субсидий по оплате за коммунальные услуги.
Не случайно до сих пор во многих регионах не решен вопрос - кто конкретно (муниципальные или региональные органы) должен заниматься предоставлением этих субсидий. А в результате неразберихи народ высыпает на улицы, жалуясь на высокие платежи.
Ярко это вчера продемонстрировал Геннадий Зюганов: "Ко мне подходят граждане и говорят: моя зарплата 3,5 тысячи, а платежка по квартплате - 2,5. Как жить?" Между тем по действующим федеральным стандартам максимально возможный платеж за квартиру не должен превышать 22 процентов от дохода семьи. Значит, те, кто жалуется, понятия не имеют (и им никто не считает нужным объяснить) об этой норме.
Еще одна спорная позиция ЖК, о которой говорили практически все выступающие, - это проведение капремонта. Жилищный кодекс возложил эту обязанность на собственников жилья. Но, по мнению депутата Галины Хованской, никто не отменял и статью 16 закона о приватизации, согласно которой прежде, чем передавать жилье в собственность, государство брало на себя обязательства привести его в нормативное состояние, то есть отремонтировать. Мнение экспертов едино: ни отдельно бюджеты, ни отдельно граждане не в состоянии "вытянуть" многомиллиардные расходы по ремонту обветшавшего жилья (оценки этих затрат колеблются от 500 млрд. до 3 трлн. руб.). Однако ясно, что тут главное - механизм предоставления таких дотаций. Уж больно "взяткоемким", по меткому выражению одного из участников слушаний, он может оказаться. Ведь предстоит определять и степень износа дома, и сумму, нужную для ремонта, и порядок ее выделения. Возможно, поэтому вчера эту проблему только обозначили, а способы решения оставили на "потом".