22.03.2006 00:30
Экономика

В Воронеже царит строительный хаос

Своеволие чиновников в раздаче земли приняло в Воронеже экстремальный характер
Текст:  Геннадий Литвинцев (Воронежская область)
Российская газета - Черноземье: №0 (4023)
Читать на сайте RG.RU
Не все знают, что столица Черноземья – миллионный Воронеж – вот уже долгое время живет без определенных границ. Никто толком не скажет, где кончается территория города и начинаются сельские поселения. Внести разграничения, столь необходимые для осуществления местного самоуправления и определения прав муниципалитетов на недвижимость, мог бы обновленный генеральный план Воронежа, но он пока только в проекте и не известно, когда появится.

В этой связи руководитель территориальной службы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Эльхан Микаилов рассказал, как к нему обратились из городской администрации с просьбой передать в муниципальную собственность леса, расположенные в черте города Воронежа.

– Прежде чем так ставить вопрос, следовало бы знать, где проходит эта самая черта, – ответил Микаилов. – За неимением генплана провести ее попросту невозможно.

Против передачи пригородных лесов из государственной собственности в городскую выступают и местные представители Минприроды, но уже по другим соображениям: рукотворные леса в предместьях Воронежа имеют исключительное природоохранное значение. Это благодаря посадкам в свое время удалось остановить наступавшие на город зыбучие пески. Есть все основания опасаться, что, попав в распоряжение мэрии, пригородные леса могут разделить судьбу большинства воронежских парков и скверов – их распродадут по частям и затем вырубят под коттеджные застройки. И угроза экологической катастрофы никого не остановит.

Утверждения эти вовсе не голословны. На прошедшем межведомственном совещании, посвященном вопросам соблюдения законности в сфере землепользования, градостроительства и охраны природы, прокурор области Александр Пономарев обнародовал такие факты.  За год органами прокуратуры Воронежской области выявлено более 3 тысяч нарушений законодательства в сфере землепользования, градостроительства и экологии, опротестовано более 700 незаконных правовых актов, внесено около 200 представлений. Почти двести чиновных лиц по постановлениям прокуроров привлечены к административной ответственности, около 250 заявлений направлены в суды, возбуждено 64 уголовных дела.

Итак, правоохранительная активность налицо. А результаты? Из городской администрации, по словам прокурора, продолжают с той же систематичностью выходить незаконные постановления о предоставлении земельных участков для строительства. Как правило, такие постановления принимаются без обязательной государственной экологической экспертизы.

Полгода назад, на предыдущем совещании с той же тематикой,  мэр Воронежа Борис Скрынников в ответ на подобные упреки отвечал, что «из ста выделенных в городе земельных участков лишь в десяти все в порядке с документами, а в девяноста случаях наблюдается несоблюдение законов, а то и вообще самозахват. Приведенные факты не отражают всех нарушений, в действительности их может быть и в десять, и в сто раз больше». Глава города признал причиной градостроительной анархии коррупцию и своевольство чиновников, участник нынешних дискуссий заместитель мэра Юрий Кретинин – столкновение неких амбиций городской администрации и федеральных контролирующих органов. С его слов получалось, что начальники городские своевольничают назло «московским», исключительно лишь бы показать характер, заметьте, без всякой корысти. При том без ответа остался главный вопрос: как собираются в городской администрации повышать служебную дисциплину строптивых чиновников и их уважение к закону, чтобы подвигнуть ответственно выполнять порученную работу.

Между тем в Воронеже, по словам руководителя областного управления Роспотребнадзора Михаила Чубирко, «царит строительный хаос, какого нет ни в одном городе России». Добавим от себя: если это и хаос, то хорошо структурированный и организованный. Известно, что жилое строительство, особенно так называемое элитное, стало у нас одной из самых высокодоходных отраслей бизнеса. Богатая клиентура заказывает для своих коттеджей и многоэтажек видовые и природоохранные места, а располагающие правами согласований и утверждений чиновники охотно идут им навстречу. «Надо лишь время от времени их стимулировать, – поделился как-то своими наблюдениями Борис Скрынников. – Зачастую те разрешительные документы, которые строители не могли получить в городских департаментах, выдаются в областных или федеральных структурах. Например, те же экологические разрешения». Вот вам и амбиции, а скорее соперничество – кто из чиновников быстрее и без лишних хлопот разрешит заказчикам очередную порцию «хаоса». Их совместными усилиями и идет планомерное уничтожение исторического ядра города и его зеленых зон. Выросшие без всякого плана циклопические сооружения закрыли горожанам уникальную панораму Правобережья, разрушив вокруг себя привычную жилую среду, уничтожив десятки памятников культурно-исторического наследия. Элитными новостройками уничтожены архитектурные ансамбли площади Победы и Петровского сквера. Ради чьих-то частных интересов подрывают вековые холмы, угрожая целым кварталам губительными оползнями, беспощадно разрываются и уплотняются дворы, ликвидируются детские и спортивные площадки, рощи и части парков, даже тех, что были когда-то взяты под охрану как памятники природы. В массовом масштабе нарушаются строительные, санитарные, архитектурные нормы, не считаясь с мнением местных жителей, опасным перегрузкам подвергаются системы жизнеобеспечения. В результате, многие жилые районы города задыхаются от дефицита воды и тепла.

Естественно, воронежцы не остаются безучастными к разрушению привычной городской и экологической среды, особенно те, кого напрямую задевает нарушение их законных интересов и прав. Исками и жалобами по этому поводу загружены прокуратура, суды, милиция, главный федеральный инспектор. Время от времени в городе вспыхивают конфликты, когда возмущенные произволом горожане «бросаются под бульдозер», устраивают пикеты, собственными силами сносят возведенные строителями заборы, закапывают вырытые траншеи и котлованы. И это при том, что на строительных площадках хватает всевозможных контролеров, поставленных следить за соблюдением законов и норм. Разрешить или запретить ту или иную стройку может и Роспотребнадзор, и пожарная инспекция, множество других инстанций, в конечном счете замыкающихся на Архстройнадзор. И как же они справляются со своими обязанностями? Проиллюстрирую словами прокурора области: «В нарушение Градостроительного кодекса РФ муниципальной инспекцией Архстройнадзора систематически выдаются разрешения на строительно-монтажные работы без правоустанавливающих документов на земельный участок, без положительных заключений государственной экспертизы». Но ведь контролировать  выделение и использование городской земли обязаны должностные лица и специалисты управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Однако снова цитирую прокурора «проверкой работы этого ведомства установлено, что обязанности государственного контроля над землепользованием не исполняются, предоставленные полномочия не используются». Да есть же еще Росприроднадзор? Оказывается, именно из-за «неэффективной работы» его территориального управления и растут как грибы непосредственно в водоохранных зонах индивидуальные коттеджи и автозаправочные станции. А что же в таком случае значит воронежский отдел водных ресурсов Донского бассейнового управления, еще один контролирующий орган? И здесь, по словам прокурора, царят попустительство и апатия. Но зато существует грозный Ростехнадзор, уж он-то не даст своевольничать нарушителям, способен остановить строительную анархию? Нет, и он, оказывается, ограничивается административными штрафами, не принимает предусмотренных мер по пресечению беззакония и возмещения нанесенного природе ущерба.

Как видим, дело в конечном счете сводится к исполнительской дисциплине, к повышению ответственности всех уровней власти за ситуацию на вверенной территории. «Пока чиновники сами себе не скажут «хватит брать!», никакие правоохранительные органы навести порядок не смогут», – заявил первый вице-губернатор Сергей Наумов. Но когда им всем хватит, не ведомо, похоже, и областной администрации. Поэтому и не проходит столько раз звучавшее с разных трибун предложение объявить в городе на какое-то время мораторий на любое строительство, провести инвентаризацию земель, создать охранные зоны для памятников истории и культуры и островов зеленых насаждений.

Помнится, около полугода назад, тоже в связи с нарушениями земельного и градостроительного законодательства, главный федеральный инспектор по Воронежской области Павел Кораблев заявлял, что не станет больше мириться с вопиющей безнаказанностью местных чиновников: «Тех мер, что принимает прокуратура в виде замечаний и представлений, может и хватило бы для законопослушных людей, но в данном случае, когда болезнь приняла угрожающий обществу экстремальный характер, их явно недостаточно. Терпеть безответственность больше нельзя, настало время кадровых решений». Прошедшие полгода показали, что перемены к лучшему сами собой так и не состоялись. Время, обещанное федеральным инспектором, возможно, еще впереди.

Коммерческая недвижимость Земля Экология Преступления Воронежская область Воронеж Центральная Россия