Владимир Ключников: Первый год совместной депутатской работы – это всегда становление обновленного законодательного органа. Нас выбирали по новой схеме, поэтому и работать мы начали в новых условиях. По-иному сформированы комитеты. Впервые в областном парламенте появились фракции. Сейчас их четыре. Их возникновение, как показало время, не внесло разлад в наши ряды. Моя позиция такова, что каждый депутат имеет право на собственное мнение, к которому мы прислушиваемся, вне зависимости от его партийной принадлежности. Так мы реально научились соединять партийную ориентацию с общими интересами развития области, решением стоящих перед ней социально-экономических задач. Обсуждение законопроектов во фракциях позволяет более детально проработать вопрос, принять зрелое политическое решение и, что самое важное, нести ответственность перед избирателями, которые доверили свои голоса той или иной партии. Демократичность и плюрализм подчеркивает тот факт, что руководящие посты в думе распределены между представителями всех фракций. В результате областной парламент получился вполне квалифицированным и работоспособным. С момента своего избрания депутатами принято 98 областных законов и около 400 постановлений.
РГ: В повестке дня 13-го заседания думы значится второе чтение проекта устава Воронежской области. Чем вызвана необходимость в разработке его новой редакции?
Ключников: Мы живем в очень динамичное время, когда правовое обеспечение едва поспевает, а иногда и запаздывает за переменами в экономике, политике, общественной жизни. Существенные изменения федерального законодательства, произошедшие за последние несколько лет, потребовали корректировки нормативной правовой базы области. Понятно, что эту работу следовало начинать с основного нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой. За прошедшие два года в устав области вносились коренные изменения семь раз. В результате его содержание потеряло свою целостность, изложение норм стало стилистически разниться, размылась структура основного закона. В новой редакции устава нашли отражение такие институты демократии, как гражданская инициатива, народное обсуждение, право граждан на информацию. Приведены в соответствие федеральному законодательству нормы, регулирующие бюджетные правоотношения в области, статьи, касающиеся сферы местного самоуправления. Существенные изменения претерпели нормы, регулирующие организацию и деятельность органов государственной власти. В отличие от действующей редакции устава в проекте четко определены полномочия высшего должностного лица области, именуемого в документе губернатором. Разграничена компетенция высшего исполнительного органа – администрации области, и иных исполнительных органов государственной власти. В результате этих и других нововведений новая редакция устава войдет в соответствие велению времени и действующей правовой основе Российской Федерации. Не станет неясностей и разночтений в законе – всем станет проще жить, легче будет избавляться от «внеуставных отношений» между властью и бизнесом, чиновниками и остальными гражданами.
РГ: С Нового года область начала жить по Федеральному закону №131 о местном самоуправлении. Что в этой связи потребовалось от областных законодателей? Осложняют ли жизнь какие-либо непредвиденные моменты?
Ключников: С момента введения в действие названного закона прошло не так много времени, меньше трех месяцев, однако уже сейчас можно обобщить первый появившийся опыт его применения. Высветились и основные проблемы. Главнейшие из них – как разграничить полномочия между разными уровнями власти, обеспечить эти полномочия финансовыми и имущественными ресурсами. Бюджетным кодексом РФ предусмотрены источники формирования доходной части местных бюджетов, в том числе в виде отчислений от ряда федеральных от ряда федеральных налогов и сборов. Сегодня видно, что выделенных источников доходов муниципальным образованиям явно недостаточно, тем более что к их компетенции отнесено теперь множество затратных статей. Законом предлагается поддержка нуждающихся муниципальных образований через областные и районные фонды, путем безвозмездных и безвозвратных перечислений и бюджетных кредитов. Расчет дотаций поселениям из областного фонда финансовой поддержки, в соответствии с требованиями федерального законодательства, производится исходя из подушевого принципа. Значит, возможности дать больше, чем установлено нормативами, у нас нет. Эта истина лежит в основе недавно принятого областного закона о межбюджетных отношениях. Поэтому главное, на что должны быть направлены усилия всех, кто нуждается в средствах, – настойчиво искать возможности дополнительных доходов. Люди, пришедшие сегодня во власть – от руководителей области до глав сельских администраций – должны научиться зарабатывать, экономно хозяйствовать. Конечно, налоговая база у поселений не одинакова, это надо учитывать. И очень важно своевременно и справедливо разграничить права собственности. К сожалению, правительством РФ о сих пор не утвержден порядок перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, а так же между муниципалитетами различных типов.
РГ: Основой бюджетной политики в области в последние годы становится программно-целевой метод. В настоящее время у нас действует, насколько я знаю, более сорока целевых программ. Не приводит ли это к распылению бюджетных средств? Что все-таки на сегодня является главным, определяющим на ближайшие годы в экономической и социальной стратегии?
Ключников: Согласен, количество здесь далеко не всегда переходит в качество, а зачастую и мешает ему. Так, в прошлом году из областного бюджета удалось профинансировать лишь 27 целевых программ, и то на в среднем на 45 процентов от запланированного уровня. Тем самым удлиняются сроки реализации намеченных мероприятий. Нет, уж действительно, лучше меньше да лучше. Число предназначенных в текущем году к финансированию из областного бюджета программа сокращено до 32. Вместе с тем общий объем выделенных на них средств вырос более чем в шесть раз. Наиболее значимыми остаются программы газификации, развития образования, здравоохранения, массовой физической культуры и спорта, сети автомобильных дорог, социального развития села. В настоящее время идет разработка стратегии развития области на перспективу до 2015 года. Основные ее направления – промышленность, транспорт, связь, строительный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, экологическая безопасность, здравоохранение.
РГ: На федеральном уровне приоритеты намечены в виде национальных проектов, определенных Президентом РФ. Насколько готова область к их реализации? Что требуется в этой связи от областных законодателей, от исполнительной власти, в том числе и на муниципальном уровне?
Ключников: Скажу сразу: реализация национальных проектов – дело совсем не простое. Не следует представлять так, что регионам предлагаются какие-то определенные суммы на блюдечке, остается лишь их получить и израсходовать в свое удовольствие. Чтобы попасть в эти объявленные программы, надо пройти жесточайший контроль в ходе согласительных процедур и при их утверждении, кроме того в области разработать свои программы по всем направлениям, обозначенным президентом РФ, продуманные, с хорошими бизнес-планами. Но это шанс нашей области существенно прибавить в социально-экономическом развитии. К примеру, по агропромышленному комплексу определены три направления: развитие мясного и молочного животноводства, поддержка мелких сельхозпредприятий и подворий, закрепление кадров на селе. Обязательное условие для получения средств на эти программы – софинансирование: 40 процентов – из федерального бюджета, столько же – из областного, 20 процентов – их других источников, например, деньги, собранные средь населения или у местных инвесторов. Деньги в областном бюджете под федеральные программы еще предстоит найти. В числе других наших планов – строительство в Воронеже центра медицинских технологий, онкологического центра, современного спортивного комплекса в Северном микрорайоне. Думаю, в связи с участием в национальных проектах придется частично пересмотреть принятый бюджет области. Отношение к их исполнению должно быть более чем серьезным. Национальные программы – это достояние всей России, это, если хотите, лицо власти, федеральной и региональной. Нас просто жизнь заставит над ними работать. Но, говоря о разработанных в Москве проектах, нельзя забывать собственные. Пожалуй, лучшим национальным проектом для нашей области мог бы стать проект возрождения Воронежского авиастроительного завода. Но реализовать его не можем в течение многих лет, а авиапревозчики тем временем покупают «Боинги». Сегодня для продукции ВАСО есть заказы, есть рынок сбыта. Нет только оборотных средств. Будем и дальше ставить вопрос об их выделении во всех инстанциях.
РГ: Владимир Иванович, в чем выражается участие областной думы в совершенствовании федерального законодательства? Находит ли инициатива с мест понимание и отклик в Федеральном Собрании?
Ключников: Надо понимать, что законотворчество по большому счету – это вообще-то уровень Государственной Думы, страна же живет в едином правовом пространстве. Областные депутаты могут работать только в узких рамках полномочий, определенных региону. Приведу пример с правовым регулированием игорного бизнеса. Страну захлестнула настоящая беда, социальная болезнь азартомании. Население требует принимать какие-то меры. Но ограничения, принятые на областном уровне, малодейственны, а выйти за рамки федеральных законов мы не можем. Всего с 26 проработанными инициативами обращались мы за последние два года в ГД. Из них только две были приняты. Поэтому, когда мы говорим о местном самоуправлении, надо брать во внимание, что живем мы все-таки по федеральным законам, а местный уровень ограничен известными полномочиями.