Первый процесс по делу Олега Щербинского в суде Зонального района Алтайского края проходил в закрытом режиме, что, несомненно, сказалось на вынесении незаконного приговора. Не могу в этой связи не отметить, что судебные разбирательства по преступлениям, имеющим большой общественный резонанс, все чаще объявляются полностью закрытыми. К сожалению, суды крайне редко пользуются предоставляемой им уголовно-процессуальным законом возможностью объявлять закрытым не все судебное разбирательство целиком, а только его часть. Все это ведет к тому, что вынесенные судом приговоры зачастую непонятны гражданам, вызывают у них чувства недоумения и даже протеста. В результате наносится ущерб авторитету судебной власти.
23 марта средства массовой информации сообщили о вынесенном присяжными вердикте на процессе об убийстве в г. Санкт-Петербурге таджикской девочки Хуршеды Султановой. Сомнения в объективности их решения только усиливаются в связи с тем, что и в этом случае судебное разбирательство было объявлено закрытым.
Принятие решения о проведении закрытого судебного разбирательства является правом суда. При этом суд, однако, должен в каждом случае очень взвешенно оценить все последствия такого решения, включая и то, как оно будет воспринято общественным мнением. В целом убежден, что одной из важнейших задач судебной системы должна быть реализация конституционного принципа гласности судебного разбирательства в полном объеме. Закрытые разбирательства в судах не должны становиться правилом судебной практики.
В. Лукин