За два первых дня работы фотовыставки ее посетили более 2 тысяч человек. У кого-то исчезнувшая с карты страна вызывает чисто познавательный интерес, у кого-то ностальгию по временам своей молодости. Когда у Жигайлова-старшего родился сын и нужно было кормить семью, он студентом по ночам строил метрополитен. Когда у Жигайлова-среднего родился сын и нужно было кормить семью, он днем учился в МГУ, а по ночами дежурил санитаром в больнице. В квартире в ванной комнате вечно сушились пленки. Фотографии печатались тоже там. Печатались для СМИ, а оказалось - для истории.
Российская газета | Алексей Николаевич, как вы, кубанский казак, оказались в Москве?
Алексей Жигайлов | Я закончил факультет журналистики МГУ в 1964 году, защитил диплом по фотографии. Но журналистскую деятельность начинал в Сибири, продолжил на родной Кубани, в Краснодаре был даже председателем фотосекции СЖ. Собрались мы как-то проводить выставку, приехал завотделом крайкома партии смотреть фотографии. Фотографий было много - часть лежала на столе, часть на полу. Он ходил-ходил и так устал, что стал показывать на фотографии не рукой, а ногой. С его обуви отлетел кусок грязи и упал на фотографию. Я взорвался - и все высказал. Между нами начался конфликт - он решил меня растоптать. В ситуацию вмешался собкор "Правды" по Краснодарскому краю Иван Лукин, и чтобы сгладить ситуацию, меня отправили в командировку на Урал. Репортажи с Урала появились в "Правде", и меня взяли, беспартийного, на работу в орган ЦК КПСС. Так из-за грязи, которая упала на мою фотографию с партийного сапога, я попал в Москву.
Жигайлов | В 1959 году в Сокольниках проходила Американская промышленная выставка и на ней была экспозиция "Род человеческий". Возмущение советской прессы вызвали две фотографии. На одной советская женщина серпом убирала пшеницу, на другой по американскому полю шли американские комбайны. Но американцы дали свой снимок из 50-х годов, а картинку из нашей жизни - 30-х годов. Фотография работает на подсознание, отражая мир и являясь документом. Американцы же состыковали две фотографии из разных времен, некорректно исказив реальность. Эта политическая некорректность осталась в моем сознании.Я сделал крупный снимок комбайнов, работающих на колхозном поле. Позже его поместили многие ведущие издания мира. Это был мой ответ на выставку "Род человеческий"
РГ | На выставке много портретов политических деятелей ушедшей эпохи. Наверное, делать их было очень непросто?
Жигайлов | Не имея прямого доступа на партийные мероприятия, я подкарауливал партийных боссов на улице. Косыгина подкараулил на территории Кремля. Вот другой кадр - Горбачев и Медунов, один читает "Известия", другой - "Правду". Ни разу не публиковавшийся портрет Брежнева - он вручал Новороссийску звезду героя, а потом поехал в Геленджик к бабульке, у которой жил во время боев за Малую землю.
РГ | Есть ли упущенный кадр, о котором вы теперь жалеете?
Жигайлов | Однажды меня послали снимать парад на Красной площади. Но поскольку я был беспартийным, то пропуск у меня был только на Никольскую башню. Ребята в военной форме из башни наблюдали за площадью. У меня не было сопровождения, и я пошел гулять по Кремлевской стене. Устроился возле зубца, наблюдал, что происходит на трибуне. И я увидел, что на трибуне стояли наши небожители, а за ними - накрытые праздничные столы. Но снять их я не решился...
РГ | Были смешные случаи?
Жигайлов | Когда приезжали зарубежные гости, они интересовались, где у нас медведи. Я нашел медведя, привез его на телевизионную космическую станцию "Орбита" и снял косолапого "на орбите". Это был розыгрыш, но фотография прошла по многим выставкам.
РГ | А как вы снимали Гагарина?
Жигайлов | Юрий Гагарин после возвращения из космоса ехал из Внукова в Кремль. Его приветствовало море народа. Я рассчитал, как буду его снимать, когда он будет проезжать мимо. Юрий Алексеевич подъехал к нам на углу Ломоносовского и Ленинского проспектов, но спиной, чтобы приветствовать встречающих его людей. Я снял его потом, на встрече в МГУ и на трибуне, когда он приветствовал Титова.
РГ | Редкий ваш кадр?
Жигайлов | По договору с американцами шло уничтожение самолетов - носителей ядерного оружия. Они прилетали на закрытую базу близ города Энгельса-6, и там им отрезали "хвосты", чтоб больше не полетели. Это было очень впечатляющее зрелище - гигантские стальные птицы с отпиленными хвостами. Эта тема появилась благодаря главкому Военно-воздушных сил Петру Степановичу Дейнекину.
Жигайлов | Михаил Шолохов. Когда я работал в АПН, любил публиковаться в дайджесте "Спутник". Однажды получил задание сделать очерк о первом секретаре новороссийского горкома партии, он с хутора Кружилин, откуда был родом и Шолохов. И мы туда отправились. Шолохов партийных работников не принимал, но тут вынужден был встретиться по каким-то хозяйственным нуждам района. Когда мы у него сели пить чай, я попросил разрешения его сфотографировать, но писатель ответил: "Никаких съемок". Я выдавал себя тоже за партийного работника. Шолохова журналисты приводили в ярость. Но потом он оттаял и сказал: "Марья Петровна, давай коньячок". Принесли "Наполеон", но он только губы обмакнул. Когда мы уходили, Шолохов дал автограф и разрешил себя сфотографировать с женой Марьей Петровной. Я расчехлил аппаратуру и стал так быстро работать, что Шолохов кинулся искать внука, чтоб тот поучился у меня, как нужно быстро снимать: "Он у нас полчаса наводит на резкость". Я работал сразу несколькими камерами и успел Шолохова снять на слайдовую пленку, но, когда она в лаборатории АПН сушилась, ее кто-то украл.
РГ | Вы не хотели, чтобы сын стал журналистом. Почему?
Жигайлов | Потому что профессия журналиста собачья. Я хотел, чтобы сын был историком, но он пошел по моим стопам. Международное отделение МГУ закончил внук, тоже Алексей, и сейчас возглавляет международное фотоагентство.
Жигайлов | У него уникальная съемка Ленина во время осмотра его врачами в мавзолее, "роллс-ройс" вождя, в спецхране Лавры нашел посмертную маску Сталина, личные вещи генералиссимуса... Большой интерес вызывает цикл фотографий 1991 года о работе межрегиональной группы, которая воевала за ликвидацию Советского Союза.. Уходящий Сахаров, Ельцин и Горбачев...
РГ | У вас два разных взгляда на мир через объектив...
Жигайлов | У моего сына выстреливает эстетика кадра, а я эстетику вижу в стыке двух фотографий. Сочетание двух фотографий рождает более важное прочтение изображения.