Комитет акционеров выполняет роль совета директоров, призванный принимать и утверждать все стратегические решения. Оператор, напомним, будет заниматься строительством морской части Северо-Европейского газопровода. 51 процент компании принадлежит "Газпрому", по 24,5 процента соответственно его партнерам - немецким концернам BASF и E.OH.
Менеджмент концерна до самого последнего момента держал в секрете кадровые решения. Правда, о назначении Герхарда Шредера начали говорить давно и громко. Итальянская газета "Коррьере делла сера" поместила даже фото экс-канцлера, одев его в "чапаевскую" папаху и меховой воротник и придав ему тем самым облик типичного российского чиновника, каким, собственно, он и представлялся Западу. Портрет, являющийся фотомонтажом, стал иронической иллюстрацией к будущему назначению Шредера.
Дальше - пошло и поехало. Кремль, мол, должен был отблагодарить экс-канцлера, который сыграл ключевую роль в том, что проект СЕГ состоялся. Он, не секрет, форсировал в течение последнего года решения по его прокладке по дну Балтийского моря. Шредер не скрывал своей уверенности, что энергетическую безопасность в Германии может обеспечить только северо-европейская труба. К слову, эту точку зрения поддерживают и многие представители немецких деловых кругов.
В отличие от них политики подвергли Шредера серьезной критике. Глава партии "зеленых" заявил, что назначение Шредера "дурно пахнет", а именно: кумовством. Вице-председатель бундестага Катрин Геринг-Эркардт посчитала, что, возглавив строительство газопровода, бывший канцлер "получит выгоду" как частное лицо от решения, принятого им как политиком". Много говорилось и о зарплате будущего менеджера, исчисляемой в 1,5 миллиона евро в год.
По мнению ряда наблюдателей, СЕГ является мощным рычагом влияния на политическую жизнь Германии. По сути, благодаря зависимости Берлина от российской трубы Шредер сможет напрямую влиять на параметры развития своей страны. Таким образом, дипломатическое мастерство Шредера принесет ему кроме высокой зарплаты и определенные политические выгоды.
В прокуратуру Берлина даже поступили жалобы на бывшего канцлера, в которых содержались обвинения в коррупции: дескать, Шредер, будучи канцлером, заранее готовился занять пост в консорциуме, а это уголовно наказуемо. Шредер не только отверг эти домыслы, но и пригрозил, что обратится в суд, если лидер оппозиционной Свободной демократической партии не прекратит нападки на его сотрудничество с "Газпромом". Он назвал свою работу в наблюдательном совете СЕГ делом чести.
Как считают эксперты, проекту строительства СЕГ требуется политическое влияние опытного Шредера, который сумеет построить СЕГ с минимальными затратами. К тому же не угасающая репутация экс-канцлера поможет "Газпрому" избегать обострения конфликтов с Польшей и странами Прибалтики, критически выступающими против прокладки Северо-Европейского газопровода. Шредер будет заниматься координационной деятельностью, исполняя стратегические функции: взаимодействие с канцлером Ангелой Меркель и крупнейшими немецкими компаниями.
Впрочем, экс-канцлер не будет оказывать реальное влияние на стратегию "Газпрома" и его международных партнеров. Должность руководителя комитета акционеров достаточно формальная. В СЕГ всего три акционера, поэтому нет необходимости выступать в роли медиатора между ними. Они сами могут спокойно сесть за стол переговоров и обо всем договориться. Ну а что касается назначения Шредера, то это обычное дело, когда крупные политики со временем уходят в не менее крупный бизнес.
Наша справка
7 апреля Шредеру исполнится 62 года. Он родился в Нижней Саксонии в бедной протестантской семье. Отец погиб в годы Второй мировой войны в Румынии. Мать, работая уборщицей, воспитывала пятерых детей. В 14 лет Шредеру пришлось прервать учебу в школе, чтобы стать помощником продавца.
Юрист по образованию, Шредер прошел большую политическую школу, являясь видным социал-демократом. В 1998 году был избран канцлером ФРГ. В девяностые годы Шредер стал более позитивно относиться к деловой среде. Избирался членом наблюдательного совета компании "Фольксваген".
Был четыре раза женат. Четвертая супруга - журналистка Дорис Шредер-Кепф. Она на 18 лет моложе своего мужа. Вместе воспитывают двух дочерей - от предыдущего брака Дорис и четырехлетнюю россиянку, удочеренную четой.
Скандал вокруг вхождения экс-канцлера Герхарда Шредера в состав совета директоров Северо-Европейского газопровода затмил человека, который должен управлять совместной российско-германской компанией. Им стал Маттиас Варниг, приступивший с 1 января нынешнего года к исполнению обязанностей управляющего директора.
Его личность неординарная, вызвавшая и в Германии, и за ее пределами немало судов и пересудов. Маттиаса Варнига знают в России давно, равно как и он хорошо знаком с нашей страной. В начале девяностых годов он открыл в Санкт-Петербурге отделение Dresdner bank. Затем перебрался в Москву, чтобы возглавить совет директоров Dresdner bank и стать председателем управляющего комитета инвестиционного банка Dresdner kleinwort Wasserstein по России и СНГ. И вот новое назначение.
Наша справка
По социальному положению Варниг - интеллигент. Окончил Берлинский экономический университет. Владеет русским и французским языками. С 1975 года - в "Штази". Награжден несколькими бронзовыми, серебряными, а в канун падения в ноябре 1989 года Берлинской стены - золотой медалью. Варниг служил в полку имени Феликса Дзержинского, который охранял Берлин и считался элитным подразделением "Штази". Именно представители этого полка проводили в 1961 году линию по берлинскому асфальту, на которой затем поднялась знаменитая стена.
В Германии к Варнигу относятся неоднозначно. Естественно, задумываются и над тем, как будет чувствовать себя Герхард Шредер в одной лодке с бывшим агентом "Штази". Утверждается, что казуса, конфуза не избежать.
Однако подчеркивается опыт Варнига как руководителя Dresdener bank в том плане, что он хорошо понимает специфику бизнеса в России и имеет доступ в ее определенные круги. Варниг как финансист сумеет выстроить схему привлечения средств для строительства Северо-Европейского газопровода и удержать отношения между учредителями совместной компании в хорошей рабочей обстановке.
О проекте
Балтийский проект очень дорогой. Прокладка трубы длиной 1128 километров обойдется в 4 миллиарда евро. Сооружение первой нитки газопровода планируется завершить к июлю 2010 года, что позволит прокачивать 27 - 30 миллиардов кубометров. Выведение СЕГ на проектную мощность 55 миллиардов кубометров намечено на 2013 год. Это десятки миллиардов долларов в бюджет, причем без "потерь" на трассе через Белоруссию, Украину, Польшу. На балтийскую газовую трубу не будет влиять ситуация в этих странах, что делает проект более выгодным, а российскую политику - более независимой.