Сегодня в России число пользователей оценочных услуг составляет сотни тысяч, а в ближайшее время грядет массовое применение профессиональной оценки в связи с той "революцией", которая плавно происходит в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в корпоративном управлении, в инвестиционном и финансовом анализе.
К сожалению, действующие стандарты оценки в настоящее время устарели. Кроме того, отсутствие единой системы стандартов и существующие пробелы в методологии тормозят профессиональное развитие российских оценщиков и приводят к снижению качества услуг по независимой оценке. Поэтому еще в прошлом году минэкономразвития были заказаны в рамках научно-исследовательских работ проекты Федеральных стандартов оценки. И вот теперь департамент корпоративного управления с привлечением широкого круга экспертов приступает к их доработке и совершенствованию. В апреле этого года будет создана рабочая группа по разработке Федеральных стандартов. Как считают в министерстве, разработка Федеральных стандартов оценки позволит обеспечить единый подход к формированию условий и требований к проведению оценки имущества.
Новые стандарты в первую очередь должны будут соответствовать Международным стандартам оценки. Но при этом при их разработке будут учитываться интересы российских и международных потребителей услуг по оценке, а также лучший опыт профессиональной деятельности российских оценщиков. Новые стандарты станут нормативным правовым актом, готовым для интеграции в законодательное поле России.
В настоящий момент минэкономразвития уже представило на суд общественности первые три проекта Федеральных стандартов. Первый стандарт называется "Общие понятия и принципы оценки" и направлен он на описание основных терминов, использующихся в оценочной деятельности, принципов, на которых построен процесс определения стоимости имущества, а также подходов к оценке. В частности, это описание однородной терминологии независимой оценки; синхронизация оценочной терминологии с терминологией, использующейся в законодательстве России и терминологией Международных стандартов оценки. Помимо этого идет описание ключевых принципов оценки, на которых строится процесс оценки и которым должны удовлетворять используемые при оценке подходы и методы.
Проект второй - "Цели оценки и виды стоимости". Он включает перечень видов стоимостей, использование которых, с одной стороны, допускается текущим российским законодательством, а с другой стороны - требуется согласно различным законодательным нормам. Кроме того, он описывает ситуации, в которых собственник имущества или другое заинтересованное лицо может обратиться к оценщику с заказом на определение стоимости имущества, формулирует различия между видами стоимостей, а также дает исчерпывающее описание процесса совместного выбора заказчиком и оценщиком вида стоимости, подходящего под задачи, решаемые заказчиком.
Проект третий - "Составление отчета об оценке". Он направлен на определение общих требований к отчету об оценке, а также описание видов отчетов. Здесь речь идет об определении обязательных разделов содержания (структуры) отчетов об оценке и наполнения соответствующих разделов; определении требований к раскрытию информации об объекте оценки, оценщике, заказчике и существенных условиях оценки. Определение требований к описанию процедуры оценивания - примененных методов анализа и логических заключений, а также определение требований к описанию информации, использованной в процессе оценки, и так далее.
В соответствии с планом работы Экспертно-консультативного совета по вопросам оценочной деятельности при Минэкономразвития России итоговое рассмотрение первых трех проектов Федеральных стандартов оценки намечено на июнь 2006 года.