28.03.2006 03:10
Власть

Владимир Якушев: Я точно знал, куда иду, что и как буду делать

На вопросы "Российской газеты" отвечает губернатор Тюменской области Владимир Якушев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4028)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета | Владимир Владимирович, прошли первые сто дней вашего губернаторства в Тюменской области - "сложносоставного региона". Изменились ли с приходом на этот пост ваши представления о роли и месте лидера подобного субъекта Федерации?

Владимир Якушев | Я точно знал, куда иду, что и как буду делать. Поэтому мои представления о роли губернатора не изменятся ни за сто дней, ни за тысячу. Меняются лишь задачи, ситуация в области и в стране.

Губернатор лично отвечает за все, что происходит в области. Понимание этого накладывает серьезный отпечаток на всю работу, на принятие конкретных решений. Поэтому в сферу моей деятельности входит и постоянный поиск "точек роста" в самых отдаленных территориях, и реализация национальных проектов, реформ, и привлечение инвесторов, и повседневная работа - встречи, соглашения и прочее. При этом надо понимать: за каждым принятым решением стоят судьбы многих людей, предприятий, отраслей, территории в целом.

Осознание огромной ответственности и постоянный поиск новых, эффективных механизмов развития области - это сущность не только моей работы как губернатора, но и всех членов правительства региона. Причем для нас важно не просто найти решение того или иного вопроса, но и добиться, чтобы оно воплотилось в жизнь.

РГ | Вы всегда выступали сторонником принципа "преемственности власти" в Тюменском регионе. И все-таки в чем ваша стратегия будет иной, чем у предшественника?

Якушев | Преемственность действительно есть. Все идет в соответствии с общими направлениями развития области, выработанными в прошлом году. Я сам принимал участие в их разработке в качестве вице-губернатора, а затем главы областного центра. Поэтому вряд ли кто-то мог ожидать, что с моим приходом произойдет радикальная смена курса. Считаю, что так и должно быть. Стабильности в обществе достичь гораздо сложнее, чем ее нарушить. И если она есть, это говорит о правильной работе команды.

В то же время каждый политик, государственное должностное лицо, конечно, привносит в работу свой стиль, отпечаток собственной личности. И охотнее занимается тем, что он лучше умеет. Я, например, финансист и привык всегда и все основывать на строгом расчете, просчитывать результат. Сегодня, думаю, это немаловажно для совершенствования уже созданного ранее механизма управления регионом.

РГ | Тогда вопрос именно к человеку, "просчитывающему конечный результат". Как вы оцениваете ход реализации национальных проектов в вашем регионе и в чем здесь основные проблемы?

Якушев | Тюменская область уже прошла начальный этап реализации приоритетных национальных проектов. Сегодня мы дискутируем не о том, как их начинать, а планируем, как двигаться дальше. Помогло то, что мы начали системно заниматься вопросами жилищного строительства и ЖКХ, модернизации образования и здравоохранения, развитием АПК в нашем регионе задолго до выдвижения этих направлений в качестве нацпроектов.

Некоторые регионы ждут помощи от федерального центра. Но мы решили использовать имеющуюся нормативную базу, российское и областное законодательство, создать промежуточные механизмы, чтобы уже сегодня реально продвинуться вперед. Считаю, что наша главная цель - раскрутить рыночный механизм осуществления национальных проектов. В Тюменской области это уже происходит, есть привлекательные проекты, поступают предложения от инвесторов. Так, например, Сберегательный банк России готов вложить до 5 млрд. рублей в развитие Тюмени и Тобольска.

РГ | Как вы оцениваете уровень реформирования образования и здравоохранения в Тюменской области? Удалось ли реально повысить качество образовательных и медицинских услуг для сибиряков, сделать для них доступнее жилье?

Якушев | Сделано немало, хотя до победных реляций далеко. Главное, что создана база для реформы образования. Мы перешли на нормативное финансирование образования, здравоохранения, когда деньги приходят в учреждение вслед за учеником или пациентом. Изменились подходы к материальной оценке работы педагогов и врачей - на смену тарифной сетке при определении величины заработка пришла отраслевая система оплаты труда. При этой схеме на зарплату учителей, например, влияет не только количество его учеников и качество получаемых ими знаний, но и воспитанность, и сохранение здоровья детей.

Сейчас наша задача - довести выполнение принятых решений до каждого учреждения в системе образования и здравоохранения области. Поэтому мы особенно внимательно относимся к отзывам тюменцев на работу школ и больниц, ведем ежедневный мониторинг обращений граждан. Там, где есть отклонения от заданного режима работы, принимаем конкретные меры.

Говоря о первых шагах по реализации в области национального проекта по жилью, можно отметить работу по инженерной подготовке участков, выделенных для индивидуальной застройки. Взяв на себя расходы в этой части, региональная власть способствует удешевлению строительства для застройщика. Разрабатываются и программы предоставления субсидий и займов гражданам на строительство жилья, идет модернизация коммунальных сетей преимущественно за счет привлечения инвесторов...

Это нормальная работа, в один день всего не решишь.

РГ | Сама административная структура Тюменской области требует от политиков, возглавляющих ее составные части, способности работать сообща и находить компромиссы. Как складываются ваши взаимоотношения с главами ХМАО и ЯНАО Александром Филипенко и Юрием Нееловым?

Якушев | Мы все давно и хорошо знакомы. А уровень наших взаимоотношений наглядно демонстрирует программа "Сотрудничество". Благодаря ей появилась возможность большего сближения автономных округов и Тюменской области в разных сферах. Программа учитывает интересы всего населения, проживающего на территории области. Это живой проект. Для его реализации разработаны и заключены соглашения между органами исполнительной власти и территориальными структурами Тюменской области и автономных округов. Кроме того, мы с Филипенко и Нееловым часто встречаемся на совете губернаторов и решаем важные для всех нас вопросы. Остается время и для неформального общения.

РГ | Вы полностью удовлетворены темпами реализации программы "Сотрудничество" или все-таки можно более эффективно использовать выделенные на нее средства?

Якушев | "Сотрудничество" реализуется в нашем регионе второй год. Это уникальный проект, аналогов которому в стране нет. Трудности при его осуществлении неизбежны. И это понятно - в программе задействованы административные органы трех субъектов Федерации, ее общий бюджет в 2005 году составил свыше 25 миллиардов рублей. Все это требует некоторого времени, чтобы отладить механизмы взаимодействия. Весь прошлый год, одновременно с реализацией конкретных мероприятий в рамках программы "Сотрудничество", мы искали наиболее эффективные способы координации общих усилий. Результатом стал подготовленный и согласованный со всеми участниками процесса документ, который называется "Механизм реализации областной целевой программы "Сотрудничество". Думаю, что с его принятием темпы реализации программы возрастут.

Направления программы "Сотрудничество" полностью перекликаются с задачами, поставленными в четырех приоритетных национальных проектах. Ее мероприятия согласованы тремя губернаторами, весь объем программы нашел отражение в бюджете области на 2006 год. Следующий этап - непосредственная работа и проведение тендеров.

Насколько эффективно идет освоение средств? Считаю, что главная оценка эффективности - в том, что программа востребована жителями региона, имеет большую социальную значимость, помогает решать конкретные проблемы людей. Так, около 500 граждан пожилого возраста из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов находятся на стационарном обслуживании в домах-интернатах и реабилитационных центрах юга Тюменской области. Более шести тысяч пенсионеров с севера, переехавших из округов на юг области, получают доплаты к пенсии. Жилищными субсидиями при переезде уже воспользовались около 200 семей. Для осуществления железнодорожных пассажирских перевозок межрегионального значения и, конечно же, повышения качества этих перевозок приобретено 28 комфортабельных железнодорожных вагонов фирменного поезда Нижневартовск - Москва. В 2005 году более 700 студентов и учащихся с севера области получили адресную финансовую поддержку. Все это говорит как раз об эффективности реализации программы. О том же свидетельствует и постоянный интерес жителей региона к "Сотрудничеству", их письма и вопросы, поступающие в мой адрес во время традиционного прямого эфира на областном телевидении, а также в ходе рабочих поездок и встреч.

РГ | Какая роль отведена югу Тюменской области в реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" и что уже сделано?

Якушев | В Тюменской области идет активное строительство дорог на север, в 2005 году построено около 400 километров трасс. Это позволит лучше задействовать северные территории в проекте и практически соединить предприятия ТЭК с промышленным Уралом. Сегодня эта громадная транспортная артерия не в лучшем состоянии. Но, я думаю, за два-три года мы с этой проблемой справимся. Работы выполняются параллельно почти по всей дороге с юга на север. Также скоро мы введем в строй новую дорогу Нижняя Тавда - Урай, работы на которой уже ведутся. В ближайшее время в Тюмени пройдет конкурс на сбор и обобщение всей геологической информации по Приполярному Уралу. Область готова выделить на решение этой задачи значительные средства. Первостепенная задача - поставить на баланс имеющиеся и уже разведанные месторождения полезных ископаемых.

РГ | Тюменская область всегда служила для России своего рода полигоном, где рождались новые идеи и осуществлялись перспективные проекты. Намерены ли вы сохранить эту роль в будущем?

Якушев | Мы не полигон, а нормальный субъект Российской Федерации. Если жителей области волнуют какие-то проблемы, есть что-то, что мешает им жить, то мы будем эти проблемы решать, не дожидаясь указаний сверху. И будем стараться делать это самыми современными, наиболее эффективными на сегодня способами. Над выработкой таких механизмов правительство области работает коллегиально и системно. В этом, я думаю, залог успешного и стабильного развития региона. Ну а если наш опыт окажется востребован в стране, мы готовы им поделиться.

Регионы Тюменская область Урал и Западная Сибирь